Основная общеобразовательная программа - образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа начального общего образования (далее ФОП
НОО) предназначен для сопровождения деятельности образовательной организации по
созданию программы начального общего образования и отражает вариант
конкретизации требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), предъявляемых к
данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» ФОП включает набор учебно-методической
документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого,
содержательного и организационного разделов программы начального общего
образования.
Любой образовательной
организации целесообразно использовать ФОП как документ, определяющий стратегию
образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой
вариант представления программы начального общего образования не предполагает
механического, формального её копирования. Это связано с тем, что при создании
своей программы начального общего образования образовательная организация
должна учитывать следующие требования.
1.
Программа
строится с учётом особенностей социально-экономического развития региона,
специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной
организации.
2.
При
подготовке программы учитываются статус младшего школьника, его типологические
психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных
условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3.
При
необходимости программа начального общего образования предполагает создание
индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки одарённых младших
школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих в особые
социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с
девиантным поведением и др.).
4.
Обязательным
требованием является учёт запросов родителей (законных представителей)
обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные
занятия, индивидуальные консультации и др.
5.
Образовательная
организация обязана учитывать санитарно-эпидемиологические правила и
гигиенические нормативы к организации обучения. С учётом современной
действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к
обучению в дистанционном режиме.
Основная образовательная
программа построена в соответствии с логикой представления образовательной
организацией программы начального общего образования и раскрывает возможный
вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел ООП отражает основные цели начального общего образования, те
психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы у
младшего школьника к концу его обучения на первом школьном уровне. Раздел включает
рекомендации по учёту специфики региона, особенностей функционирования
образовательной организации и характеристику контингента обучающихся.
Обязательной частью целевого раздела является характеристика планируемых
результатов обучения, которые должны быть достигнуты обучающимся-выпускником
начальной школы, независимо от типа, специфики и других особенностей
образовательной организации. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО
включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника
на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты отражают
новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус: сформированность
гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность
учебно-познавательной мотивации и др. Метапредметные результаты характеризуют
уровень становления универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться,
общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и
деятельность. Предметные результаты отражают уровень и качество овладения
содержанием учебных предметов, которые изучаются в начальной школе.
Даются рекомендации к
возможному расширению и уточнению планируемых результатов с учётом особенностей
функционирования образовательной организации (наличие индивидуальных программ
обучения, модульный принцип обучения, кадровый состав преподавателей высокой
квалификации, родной язык обучения др.).
В целевом разделе
представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых
результатов освоения программы начального общего образования. Даются
рекомендации по контролю метапредметных результатов обучения и требования к его
организации.
Содержательный раздел ООП включает характеристику основных направлений урочной
деятельности образовательной организации (рабочие программы учебных предметов,
модульных курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных,
предметных и метапредметных результатов. Раскрываются подходы к созданию
индивидуальных учебных планов, соответствующих «образовательным потребностям и
интересам обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В раздел включены требования к
разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые
способности в освоении программы начального общего образования, а также
требования к разработке программ обучения для детей особых социальных групп.
Раскрываются общие подходы к созданию рабочих программ по учебным предметам,
даётся пример их конкретной разработки. Рассматриваются подходы к созданию
образовательной организацией программы формирования универсальных учебных
действий на основе интеграции предметных и метапредметных результатов обучения.
Характеризуется вклад учебного предмета в становление и развитие УУД младшего
школьника.
В ООП представлен
возможный вариант рабочих программ по всем учебным предметам начальной школы.
Тематическое планирование выделено в отдельный документ, который не входит в
текст данного документа, но его можно найти на сайте https://edsoo.ru.
Представлен вариант
программы воспитания, который образовательная организация может использовать
как образец для создания своей программы с возможной корректировкой в
соответствии с условиями жизнедеятельности образовательной организации,
преемственности и перспективности построения системы воспитательной работы с
обучающимися.
Организационный раздел даёт характеристику условий организации образовательной
деятельности, раскрывает особенности построения учебного плана и плана
внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной
работы. Предлагаются рекомендации по учёту особенностей функционирования
образовательной организации, режима её работы и местных условий. Раскрываются
возможности дистанционного обучения и требования к его организации в начальной
школе.
Срок реализации программы - 4 года