МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре МОУ СОШ № 42 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель ________________________ руководителяпо УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №42 И.Ю.Наточеева ________________________ ________________________ Н.А.Северова О.Н.Голозубова Приказ №1 от «29» 09 Приказ №106 от «30» 08 Приказ №106 от «30» 08 2023 г 2023 г 2023 г. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (РАС) Наименование учебного предмета Класс природоведение 6 Срок реализации программы, учебный год Рабочую программу составила 2023-2024 Северова Н.А. г. Комсомольск-на-Амуре 2023 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 4стр. 4стр. 4стр. 4.Личностные результаты освоения учебного предмета и предметного модуля, коррекционного курса 6стр. 5. Содержание учебного предмета и предметного модуля, коррекционного курса 8стр. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8стр. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 10стр. 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии 6 класса «Биология. Неживая природа» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, автор А.И.Никишов. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта. Рабочая программа состоит из разделов: Общее знакомство с природой. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Логика изложения и содержания построена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. 2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса Образовательная дисциплина «Биология» Основой курса биологии для учащихся с умственной отсталостью ( 8 вида ) являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о неживой природе, так и об окружающем мире в целом. В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». При изучении этого раздела учащиеся получают элементарные сведения об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве). 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. М.: Просвещение, 2011 г., два раза в неделю, 68 часов. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Преподавание биологии для учащихся VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 6 классе программа призвана дать обучающимся, воспитанникам основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Цель: - Создание условий для формирования знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природе (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровья). Задачи: Образовательные: формирование правильного понимания природных явлений; формирование уобучающихся, воспитанников знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; формирование и отработка практических навыков и умений. Коррекционно-развивающие: на коррекцию недостатков умственного развития учащихся; в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление; дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; дети имеют возможность устанавливать простейшие взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Воспитательные: воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе. Используемые технологии: разноуровневого и дифференцированного подхода; здоровьесберегающие; игровые; личностно-ориентированные; информационно-коммуникативные. 5. Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционногокурса Учащиеся должны знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. Метапредметные результаты обучения. Познавательные: общеучебные – демонстрировать приемы работы с информацией; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре. Регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к обучению 6. Содержание учебного предмета и предметного модуля 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 1. Введение Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их измерения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твёрдых тел в жидкости, жидкостей в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. Вода Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения воды - градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и др.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Демонстрация опытов: 1.Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении. 2.Расширение воды при замерзании. 3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде. 4.Очистка мутной воды. 5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоёма. Воздух Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Демонстрация опытов: Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Объем воздуха в какой-либо емкости. Упругость воздуха. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Практические работы: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). 2. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Почва Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Демонстрация опытов: 1. Выделение воздуха и воды из почвы. 2. Обнаружение в почве песка и глины. 3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки. 4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. Практические работы: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия: — к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. Внутрипредметный модуль «Полезные ископаемые » Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Демонстрация опытов: 1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля. 2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. 3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность). Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. 7. Тематическое планирование обучающихся с определением основных видов учебной деятельности № п/п Название раздела Кол-во часов 1. Введение. Общее знакомство с природой 3 2. Вода 17 3. Воздух 14 4. Полезные ископаемые 21 5. Почва 13 68 Итого 68 часов, из них 20 часов модуль Методы обучения. 1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование. 3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие. № Название раздела/темы уроков п/п Введение. Общее знакомство с природой 1 Неживая и живая природа 2 Твёрдые тела, жидкости и газы 3 Входной мониторинг Вода 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Вода в природе. Вода - жидкость Температура воды и её измерение Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении Изменение состояния воды при замерзании Лёд – твёрдое тело Превращение воды в пар Кипение воды Три состояния воды в природе Вода – растворитель Водные растворы и их использование Водные растворы в природе Нерастворимые в воде вещества Чистая и мутная вода Питьевая вода Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды Обобщающий урок по теме «Что мы узнали о воде» Воздух Воздух в природе Воздух занимает место Воздух плохой проводник тепла Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении Тёплый воздух легче холодного Движение воздуха в природе Состав воздуха Кислород и его значение в жизни растений и человека Углекислый газ Применение углекислого газа Значение воздуха Чистый и загрязнённый воздух Охрана воздуха Контрольная работа за 1 полугодие Модуль 1 Что такое полезные ископаемые Модуль 2 Полезные ископаемые, используемые в строительстве Модуль 3 Гранит Модуль 4 Известняки Модуль 5 Песок и глина Модуль 6 Горючие полезные ископаемые Модуль 7 Торф Модуль 8 Каменный уголь Модуль 9 Нефть Модуль 10 Природный газ Модуль 11 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения Модуль 12 Калийная соль 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Модуль 13 Фосфориты и получаемые из них фосфоритные удобрения Модуль 14 Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов Модуль 15Железные руды Модуль 16 Чёрные металлы. Чугун Модуль 17 Сталь Модуль 18 Медная и алюминиевая руды Модуль 19 Алюминий Модуль 20 Медь и олово Обобщающий урок по теме: «Что мы узнали о полезных ископаемых» Почва Что называют почвой Состав почвы Перегной – органическая часть почвы Песок и глина – минеральная часть почвы Минеральные соли в почве Различие почв по их составу Как проходит вода в разные почвы Испарение воды из почвы Весенняя (предпосевная)обработка почвы Осенняя (основная) обработка почвы Охрана почв Промежуточная аттестация Практическая работа на школьном учебно-опытном участке 68 часов, из них 20 часов модуль 8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Учебник: Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г. Соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях