Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 42
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол заседания
от «29» августа 2025 №1
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ №42
_____________О.Н.Золотухина
приказ №114 от «29» августа 2025
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 42
для учащихся c ОВЗ (с задержкой психического развития 7.2)
на 2025-2026 учебный год
2025 г
Пояснительная записка
Учебный план МОУ СОШ №42для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет содержание образования, выполнение требований к
его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации. В качестве учебного плана НОО МОУ
СОШ №42 выбран Федеральный учебный план Вариант 1, который
обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на
уровне основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая
область,
согласно
требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными)
и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание
осуществляется образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на
основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится на проведение коррекционных занятий. Чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет МОУ СОШ №42.
Для уровня начального общего образования обучающихся с ЗПР выбран вариант
1 Федерального учебного плана., который рассчитан на школы, в которых обучение
ведется на русском языке;
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5
лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором
годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся
на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется
"ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в
январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение"
может корректироваться в рамках предметной области
"Русский язык и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный
предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости
иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира.
Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка
как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным
языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го класса.
На его изучение отводится 2 часа в неделю по плану МОУ СОШ №42.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в
форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения АООП НОО
составляет 5лет.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для
2 и -3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной
деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации
движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается
на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). План
внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего
образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
образовательной организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией.
Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы,
соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школа использует
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры,
спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация
может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
Учебный план начального общего образования
МОУ СОШ №42 на 2025-2026 учебный год на основе ФАООП
для обучающихся по АООП вариант 7.2.
Вариант N 1
Предметная область
Учебный предмет/курс
1
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Количество часов в неделю
2г
3
4
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
5
4
0
4
5
4
0
4
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
1
1
1
Физическая культура
3
3
3
Итого
21
21
23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Занимательная математика
0
1
0
Читательская грамотность
0
1
0
Итого
0
2
0
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
693
782
782
1
1
2
23
0
0
0
23
34
782
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
Учебные курсы
РОВ
Коррекция психического развития
КРЗ по развитию речи
КРЗ по математике
КРЗ по ритмике
Оригами
Умники и умницы
Логопедические занятия
ИТОГО недельная нагрузка
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Количество часов в неделю
2г
3
1
0
2
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
2
0
0
0
0
0
10
0
4
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0