Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 ПРИНЯТ Решением педагогического совета МОУ СОШ № 42 Золотухина протокол № 1 от 29.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 42 ________________О.Н. приказ № 111 от 30.08.2024. УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования АООП НОО 7.2 для обучающихся с ЗПР на 2024 – 2025 учебный год город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МОУ СОШ №42 на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 №38528); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023). Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. В 2023-2024 учебном году в МОУ СОШ №42 обучается 14 учеников с задержкой психического развития (вариант 7.2): 1 класс – 14 человек. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной области "Русский язык и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Учебный предмет/курс 1г() Количество часов в неделю 2 3 4 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Наименование учебного курса Читательская грамотность Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир 5 4 0 4 2 5 4 2 4 0 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 2 2 20 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 2 22 1 1 1 2 23 1 1 23 34 782 0 0 23 34 782 1 1 21 33 693 1 1 21 34 714 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 Учебные курсы Логопедические занятия Коррекция психического развития КРЗ по развитию речи КРЗ по математике КРЗ по ритмике Оригами Умники и умницы Разговоры о важном ИТОГО недельная нагрузка 1г 2 2 1 1 1 1 1 1 10 Количество часов в неделю 2 3 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 4 2 2 1 1 1 1 1 1 10