Адаптированная программа Мир истории

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Администрации
города Комсомольска-на-Амуре
МОУ СОШ No 42

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Игнатченко Е.А.
Северова Н.А.
Золотухина О.Н.
Протокол № 1 от «29» 08
Протокол № 1 от «30» 08
Приказ № 102 от «30» 08
2023 г.
2023 г.
2023 г.

Рабочая
программа
для обучающихся с умственной
отсталостью (РАС)

Наименование учебного предмета
Класс

История
5-9

Срок реализации программы, учебный год
Рабочую программу составила

2023-2024

Орлова Л.П.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Мир истории» и «История Отечества» для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООО разработана в
соответствии с нормативными документами:
1.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ.
2.
Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 2013 года
3.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и
воспитания в
организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным врачом
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26
5.
С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)//ФГОС.реестр.ру
6.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории,
подготовленной в 2013-14 г.// сайт История РФ.ру
7.
С учетом рекомендаций в соответствии с заключением территориальной ПМПК
Барабинского района №167 от 04.09.2019г, с заключением территориальной ПМПК Ордынского
района №53 от 22.03.2017г
8.
В соответствии с Программой специальных(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенных Министерством
образования РФ, авторы- составители Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.
9.
Учебниками «Мир истории», «История Отечества» для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М.Бгажноковой , Москва
«Просвещение»

Цели и задачи курса
Предмет «История» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлен двумя
последовательными курсами - «Мир истории» и «История Отечества», относящимися к
предметной области «Человек и общество».
В основу изучения предмета «Мир истории» (5 класс) положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся
с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать
условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися
социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в VI-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека
на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;

― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие
выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Предмет «История Отечества» (6-9 классы) играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к
своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические
эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.





Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи,
эмоционально – волевой сферы.
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории
детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по Истории 5 -9
классов. Курс истории имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием,
географией, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью,
черчением, домоводством .
Особенность преподавания предмета «Мир истории», «История Отечества» для
детей с легкой умственной отсталостью
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в
специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей.
Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и
хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений,
закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень
трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования
нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального

опыта, а также развития высших психических функций: логических форм памяти,
аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и
внимания.
В основу разработки пропедевтического курса « Мир истории» положено научное
исследование Л. В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и
сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 5— классов носят
разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край,
область, в которой живут, смешивают понятия столица главный город края,
области не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить,
кто такие предки, потомки что такое кочевой или оседлый образ жизни настоящее прошлое и
многие другие понятия.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами
и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и
других принципов:
•цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в
интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их
исторической ретроспективе;
•экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным
оценкам, нравственным категориям;
•объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании
исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках
истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую
последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики
развития учащихся.
В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической
рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются
сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования
для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разно уровневых возможностей.
Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента
аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации.
Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и
определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей.
Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность,
что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень
требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить
смысловые компоненты программы.
Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор
текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и
других средств).
2.Общая характеристика учебного предмета.
Изучение истории нашей страны расширяет представления детей с нарушением
интеллекта об окружающем мире. История дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются
план и историческая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет лексический запас детей со
сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика
преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме).

Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных исторических знаний умственно отсталыми учащимися.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX
века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь
общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для
детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался
учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций
цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее
социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует
формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился л ин ей нок он центрический
принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с
географией, естествознанием, математикой, литературой и др.
Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из
других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления
неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что
описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять
понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить
анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта
человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Программа по истории включает:
5 класс —Мир истории (пропедевтика)
6 класс —История Отечества (Древняя Русь, Российское государство X – первая треть XVI в.)
7 класс – История Отечества (Российское государство во второй половине XVI - XVII в)
8 класс —История Отечества (Российская империя XVIII в.)
9 класс — История Отечества (Российская империя XIX —начала XX в.)
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории
детей. При отборе материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению
представлений, знаний, умений, умений практически их применять в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта. Рабочая программа предусматривает необходимость
дифференцированного подхода к учащимся.
Систематический
и
регулярный
опрос
учащихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) является обязательным видом работы на уроках
истории. Рассуждения обучающихся с умственной отсталостью содействуют развитию речи и
мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно
для общего развития обучающегося с умственной отсталостью(интеллектуальной
недостаточностью).
Одной из задач курса «История Отечества» является формирование мотивации к
изучению предметов исторического цикла, для этого программой предусматриваются
разнообразные практические работы, которые опираются на полученные знания и личный опыт
учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предметная
Количество часов в
область
Учебный предмет
неделю (по годам
обучения)
5
6
7
8
9
История
Мир Истории. История
2
2
2
2
2
Отечества
ИТОГО:
2
2
2
2
2
Предметная
область
История

Классы
Учебный предмет
Мир Истории. История
Отечества

Количество часов за год
(по годам обучения)
5
68

6
68

7
68

8
68

9
68

Всег
о

10
10
Всего

360

ИТОГО:

68

68

68

68

68

360

4. Предметные результаты освоения учебного предмета к концу 9 класса
«Мир истории»
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных
вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление
ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных
схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью
учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование
«Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной
истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины,
участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях,
формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых,
деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших
исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических
событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;

установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и
явлениями.
Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в
процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к
обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
 способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
 работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо-родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
 читать;
 писать;
 выполнять арифметические действия;
 наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других

5. Содержание учебного предмета
МИР ИСТОРИИ
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в
имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения,
предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село),
кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные
занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель
страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня,
завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века,
середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи,
старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от
животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины
зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей изза климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни.
Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.

Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной
среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины
сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища,
защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории
войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от
сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель
(общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного
земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры,
шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и
других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на
изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии
людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений
о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды.
Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития
производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления
одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды.
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных
видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой
деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства,
гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли.
Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия,
одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»;
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени
и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет,
археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим
эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои
друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем»,
«История одного памятника », «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники
нашего города» и др.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные
памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы
России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная
людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования
восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение
восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование княжеской
власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе
Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения.
Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития.
Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура
Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке.
Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона
русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда.
Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита
и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в
духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская
битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение.
Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV –
XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в
Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного
управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя
политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири.
Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном.
Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против
интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение
Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством

С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура
и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание
российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов.
Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император.
Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа.
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране.
Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская
Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения,
наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской
власти. Развитие
промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства».
Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством
Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.
Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт
России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической
науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика
России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва.
Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,
Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их
участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение
военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война
1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после
отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с
преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование
русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и
быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX
века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков,
П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных
групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные
сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и
политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало
революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее
значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький,
В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Система оценивания.В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

6. Тематическое планирование
5 класс «Мир истории»
№ тема

дата Оборудование,
коррекционная работа примечание
наглядность
Раздел I. Введение. 24 часа.
Тема 1.Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас (12 часов).
1 История имени.
Ноутбук с
подключенным
Развитие памяти,
Интернетом.
внимания, мышления,
запоминания.
2 История фамилии.
Ноутбук с
Развитие умения
подключенным
устанавливать
Интернетом.
последовательность
3 Даты жизни. Понятие о
Портрет
событий, составление
биографии.
А.С.Пушкина
4 Дом, в котором ты
Картинки домов. рассказа.
Составление
живешь.
предложений по теме.
5 История улицы.
Презентация
«Бараьба- уголок Развитие устной
связной речи,
России»
произвольного
6 Местность, где мы
Карта НСО и
внимания.
живем.
Барабинского
Составление рассказа.
района
Развитие зрительной
7 Край, в котором мы
Карта
памяти.
живем.
Новосибирской
Развитие словарного
области
запаса.
8 Страна, в которой мы
Презентация
живем.
«Государственная
Развитие зрительной
символика »
памяти.
9 Другие страны мира.
Карта «Страны
мира»
10 Другие страны мира.
Карта «Страны
мира»
11 Планета, на которой мы
Презентация
живем.
«Солнечная
система»
12 Контрольная работа
«Представление о себе, об
окружающих людях, о
пространстве вокруг нас».
Тема 2. Представление о времени в истории. 6 часов.
13 Понятие о времени как о
прошлом, настоящем,
будущем.
14 Приборы для отсчета
времени.

Презентация
«Лента времени»

15 История календаря.

Презентация
«История
календаря»,
календарь
Презентация
«Лента времени»

16 Понятие об историческом
времени.
17 Части века.
18 Практическое задание
«Мой календарь»

Часы.

Составление рассказа.
Составление
предложений по теме
Развитие умения
устанавливать
последовательность
событий
Развитие словарного
запаса.
Развитие зрительной
памяти.

Тема 3. Начальные представления об истории. 6 часов.
19 История- наука об
изучении развития
человеческого общества.
20 Способы получения
знаний о прошлом.
21 Источники исторических
знаний.
22 Понятие об исторической
карте, об историческом
пространстве.

Составление рассказа.
Составление рассказа.
Презентация
«Археологи»

Развитие словарного
запаса.

Исторические
карты,
географическая
карта

Развитие зрительной
памяти.

23 Составляющие части
исторической науки.
24 Посещение музея
общеобразовательной
школы.
Раздел II. История древнего мира. 10 часов.
Тема 1. История появления и развития древнего человека. 7 часов.
25 Человек- житель планеты
Земля.
26 Внешний вид
первобытных людей.
27 Человек умелый.
28 Древнейшие люди.
29 Древний человек
приходит на смену
древнейшему.
30 Кочевники. Первые
сообщества.

Презентация
«Страны мира»
Презентация
«Первобытные
люди»
Презентация
«Первобытные
люди»
Презентация
«Первобытные
люди»

Развитие умения
устанавливать
последовательность
событий
Составление
рассказа.
Развитие словарного
запаса.

Развитие зрительной
памяти.
Развитие словарного
запаса.

31 Пища и одежда древнего
человека, основные
занятия, образ жизни.
Тема 2. Человек разумный. 3 часа.
32 Человек разумный
Картинки
Составление рассказа.
внешний вид, образ жизни
человека в
и основные занятия.
древности
33 Конец ледникового
периода и расселение
человека разумного по
миру.
34 Коллективы первых
Составление рассказа.
людей. Понятие о семье,
общине, роде, племени.

Раздел III. История вещей и дел человека. 21 час.
Тема 1. История освоения человеком огня, энергии(от древности до наших дней).3 часа.
35 Способы добычи огня
Презентация
Развитие словарного
древним человеком. Очаг.
«Огонь и
запаса.
человек»
Развитие зрительной
36 Использование огня в
памяти.
производстве.
37 Огонь и энергия.
Тема 2. История использования человеком воды. 4 часа.
38 Значение воды в жизни
Развитие словарного
человека.
запаса.
39 Вода и земледелие.
40 История мореходства,
открытие новых земель.

Презентация
«История
мореходства»

Составление рассказа.

41 Использование человеком
воды для получения
энергии.
Тема 3. История жилища человека. 2 часа.
42 История появления
Презентация
Развитие зрительной
жилища человека.
«Жилище
памяти.
человека»
43 История
совершенствования
жилища.
Тема 4.История появления мебели. 2 часа.
44 История появления
Составление рассказа.
первой мебели.
Развитие словарного
запаса.
45 Современная мебель и
профессии людей,
связанные с
изготовлением мебели.
Тема 5. История питания человека. 3 часа.
46 Питание как главное
условие жизни любого
живого организма.
Развитие словарного
запаса.
47 Добывание пищи древним
человеком .
48 История хлеба и
Презентация
хлебопечения.
«Первый хлеб»
Тема 6. История появления посуды. 3 часа.
49 История появления
Презентация
Развитие зрительной
посуды.
«Посуда. История памяти.
развития»
50 История появления и
использование
деревянной посуды, ее
виды.
51 Изготовление посуды как
искусство.
Тема 7. История появления одежды и обуви. 4 часа.
52 Представление об одежде
Презентация «То Составление рассказа.
и обуви, их функциях.
без чего, мы не
История появления
проживем»
Развитие зрительной
одежды.
памяти.

53 История появления обуви.

Составление
предложений по теме

54 Народные традиции в
изготовлении одежды.
55 Контрольная работа
«История вещей и дел
человека».
Раздел IV. История человеческого общества. 13 часов.
Тема 1. 4 часа.
56 Первобытные люди.
Составление рассказа.
Появление Семьи.
57 Освоение человеком
Развитие словарного
морей и океанов,
запаса.
открытие новых земель.
58 Истоки возникновения
Составление
мировых религий:
предложений по теме
язычество, буддизм.
59 Истоки возникновения
Составление
мировых религий:
предложений по теме
христианство, ислам.
60 Понятие о науке.
Развитие словарного
запаса.
61 Возникновение речи и
Составление
письма.
предложений по теме
62 Культура и искусство.

Развитие словарного
запаса.

63 Условия для
возникновения
государства.
64 Виды государств.

Развитие словарного
запаса.

65 История денег и торговли.

66 Войн. Причины их
возникновения.
67 Подготовка к
контрольной работе за год
68 Контрольная работа
«История человеческого
общества»

Развитие словарного
запаса.
Презентация
«Деньги.
Торговля в
древней Руси»

Развитие зрительной
памяти.
Развитие словарного
запаса.

Тематическое планирование История Отечества 6 класс
№

Название темы/

Введение в историю. 6 часов
1. Введение. Что такое история?
2. Как и по каким источникам мы узнаѐм о жизни людей в прошлом.
3. Наша родина - Россия.
4. Моя родословная
5. Государственные символы РФ
6. История нашей страны древнейшего периода.
История нашей страны древнейшего периода 14 часов
7. Древнейшие поседения на территории нашей страны
8. Древнейшие государства на территории нашей страны
9. Что такое восточные славяне.
10. Роды и племени восточных славян и старейшины.
11. Славянская семья.
12. Славянский посѐлок
13. Хозяйство и основные занятия восточных славян.
14 Ремесла восточных славян
15 Обычаи восточных славян.
16 Верования восточных славян.
17 Соседи восточных славян. Торговля.
18 Славянские воины и богатыри.
19 Оружие и доспехи восточных славян.
20 Повторение пройденного
Русь в IX – I половине XII века 16 часов
21 Киевская Русь.
22 Образование государства Киевская Русь.
23 Первые русские князья Олег, Игорь.
24 Правление Святослава, Княгини Ольги.
25 Княжеская дружина и укрепление власти князя.
26 Оборона Руси от врагов
27 Крещение Руси при князе Владимире.
28 Православная церковь. Образование монастырей.
29 Былины источники знаний о Киевской Руси.
30 Культура и искусство Древней Руси.
31 Княжеское и боярское подворье
32 Жизнь и быт простых людей.
33 Правление Ярослава Мудрого.
34 Образование и грамотность на Руси
35 Приход к власти Владимира Мономаха в 1113г.Рост и укрепление древнерусских
городов
36 Повторительный урок.

Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века) 18 часов
37 Распад Киевской Руси.
38 Причина распада киевской Руси.
39 Киевское княжество.Борьба за власть.
40 Владимиро-Суздальское княжество.Юрий Долгорукий.
41 Господин Великий Новгород.
42 Управление в Новгороде .Боярская республика.
43 Былина о Садко- богатом госте Новгородском
44 Русская культура в XII-XIII веках.
45 Белокаменное строительство на Руси
46 Монголо-татары. Жизнь и быт.Занятия.
47 Нашествие монголо-татар на Русь.
48 Героическая борьба русских людей против монголо- татар.
49 Русь под монголо-татарским владычеством
50 Рыцари –крестоносцы и Александр Невский
51Невская битва
52Ледовое побоище
53 Александр Невский и Золотая Орда.
54Повторение пройденного
Начало объединения русских земель (XIV – первая треть XV1 века) 12 часов
55 Начало объединения русских земель.
56 Возвышение Москвы при князе Даниле Александровиче.
57 Московский князь Иван Калита
58 Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
59 Московское княжество при Дмитрие Донском
60 Сергей Радонежский .Национальный подъѐм на Руси.
61 .Битва на Куликовском поле.
62 Иван III.освобождение от иноземного гнѐта.
63 Иван III Великий - глава единого государства Российского.
64 Расширение государства Российского при князе Василии.
65 Культура единого государства
Итоговое повторение 3 часа
66 Повторение изученного
67 Промежуточная аттестация
68 Перелистывая страницы

Тематическое планирование История Отечества 7 класс

Раздел 1: Введение
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Введение. Наследие средних веков России
Повторение изученного в 6 классе
Раздел 2: Московское государство в XVI в
Великие географические открытия
Великие географические открытия
Значение Великих географических открытий
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Первый русский царь Иван IV Грозный
Опричнина
Жизнь первого царя
Наш край в середине XVI в.
Ермак. Присоединение Сибири
Ливонская война
Народы России во второй половине XVI в.
Народы России во второй половине XVI в.
Итоги царствования Ивана IV
Россия в конце XVI в.
Церковь и государство в XVI в.
Культура народов России в XVI в.
Москва-столица России. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
Великий инокописец Андрей Рублѐв.
Первопечатник Иван Федоров
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Урок обобщения «Россия в XVI в.»
Раздел 3: Россия на рубеже ХVI – ХVII вв.
Правление Бориса Годунова
Смута в Российском Государстве: причины, начало
Самозванцы
Восстание Ивана Болотникова
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
Освобождение страны от иноземных захватчиков
Подвиг нижегородцев.К.Минин.Д.Пожарский.
Памятники в стране в честь Смутного времени
Окончание Смутного времени.
Подвиг Ивана Сусанина
Наш край в период Смутного времени
Смута в картинах хожников
Урок обобщения «Россия в Смутное время»
Раздел 4: На пороге Нового времени. Россия в XVII в.
Экономическое развитие России в XVII в.
Россия при первых Романовых: Михаил Романов
Алексей Тишайший
Семья Алексея Романова

2
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Крепостное право на Руси
Восстание Степана Разина.
Медный и Соляной бунты
Отношения со странами Европы
Отношения со странами Востока
Вхождение Украины в состав России
Переяславская Рада
Русская православная церковь в XVII в.
Реформа патриарха Никона и раскол
История в картине «Боярыня Морозова»
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Как открывали наш край
Культура народов России в XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Семья в Русском государстве в 16-17 веках
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного
Кавказа в XVII в.
Русское казачество
Контроль по теме «Россия в XVII в.»
Раздел 5: Итоговое повторение
Повторение изученного
Промежуточная аттестация
Интересные факты из истории 17 века в мировой истории
Перелистывая страницы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

№

Тема урока

Тематическое планирование История Отечества 8 класс

Раздел 1 Повторение 5 часов
1.

Введение. Наше Отечество - Россия

2.

Россия к XVII веку.

3.

Российское общество к XVII веку.
Отношения России с другими странами.

4.
5.

Внеклассное чтение. По страницам истории XV-XVII в.
Раздел 2 Эпоха Петра Великого 24 часа

6.

Детство и юность Петра I.

7.

Как обучали Петра I.
Семейные раздоры, борьба за власть.
Итоги правления Софьи.

8.
9.
10.

Воцарение Петра I.

11.

Строительство флота. Азовские походы.

12.

Великое посольство (1697-1698 гг).

13.

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.

14.
15.

Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой.

16.
17.
18.
19.
20.
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33

Первые победы над шведами.
Основание Петербурга. (1703 г.)
Разгром шведов под Полтавой.
Завершение Северной войны.
Промышленность и сельское хозяйство.
Заслуги Петра Великого перед Россией.
Изменения в управлении государством.
Табель о рангах.
Образование и культура при Петре I.
Перемены в быту
Личность Петра I.
Семья Петра Великого.
Петр Первый в произведениях живописи и литературы
Памятники Петру
Повторительно-обобщающий урок: "Российское государство в конце XVII - начале
XVIII вв."
Раздел 3 Эпоха Дворцовых переворотов 12 часов
Эпоха дворцовых переворотов
Екатерина I. Внук Петра Великого.
Петр II. – внук Петра 1
Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730-1741). Как правила Россией Анна
Иоанновна.

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761).
Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I.
Войны России в период правления Елизаветы Петровны..
Военное дело России в Семилетней войне
Воцарение Петра III
Культура в эпоху дворцовых переворотов
Ученый энциклопедист Ломоносов М.В.
Урок-игра «Эпоха дворцовых переворотов»
Раздел 4 Эпоха Екатерины Великой 16 часов
София Августа Фредерика
Начало царствования Екатерины II.
Близкое окружение и помощники Екатерины II.
Война России с Турцией(1768-1774) .
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война(1787-1791)
Великие полководцы екатерининской эпохи
Наука побеждать А.В Суворова
Основание черноморского флота
Великие флотоводцы екатерининской эпохи
Освоение Новороссии. А.Г. Потемкин
Как управляла Россией Екатерина II.
Салтычиха
Пугачевский бунт.
Развитие образование при Екатерине II.
Конец правления Екатерины Великой.
Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя при Екатерине Великой».
Раздел 5 Россия при Павле 1 5 часов
Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон
Бонапарт (1769-1821).
Великий князь Павел Петрович (1754-1801).
Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона.
Переход Суворова через Альпы.
Итоги правления Павла I.
Раздел 6 Культура во второй половине 18века 3 часа
Наука и литература
Живопись
Архитектура.
Раздел 7 Итоговое повторение 3 часа
Повторение изученного
Промежуточная аттестация
Перелистывая страницы

Тематическое планирование История Отечества 9 класс
Тема урока

Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию.
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за
Смоленск.
Отечественная война 1812г.
Бородинское сражение.
Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны.
Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Россия после войны с Наполеоном.
Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов.
Реформы Николая I.
Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.
Повторительно-обобщающий урок: "Российская империя после в первой
половине XIX века"
Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права.
Военные реформы Александра II.
Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война
1877-1878 годов.
Революционные организации в России в конце XIX (19) века.
Царь Александр III Миротворец (1881-1894).
Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период
правления Александра III.
Последний российский император - Николай II (1894-1917).
Обострение международных отношений. Война с Японией.
Революционные выступления 1905-1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Участие России в Первой
мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Повторительно-обобщающий урок: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20)
века."
Повторение новых терминов, дат за 8 класс.
Повторение: История Российского государства XVII-XX веках


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».