Адаптированная программа по биологии

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Администрации
города Комсомольска-на-Амуре
МОУ СОШ No 42

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель
________________________ руководителяпо УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ
№42

И.Ю.Наточеева ________________________ ________________________
Приказ №1
от «29» 09 2023 г

Н.А.Северова
Приказ №106
от «30» 08 2023 г

О.Н.Голозубова
Приказ №106
от «30» 08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с задержкой психического развития
основного общего образования

«Биология», 5 класс

г.Комсомольск-на-Амуре
2023г.
0

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра
содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, требований к структуре
основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное,
интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в основной школе:
 формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих
ей закономерностях, биологических системах;
 овладение
знаниями
о
строении,
жизнедеятельности,
многообразии
и
средообразующей роли живых организмов;
 овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в
практической деятельности;
 воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической,
генетической и экологической грамотности;
 овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа
жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному организму.
Биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью
жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами
изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной,
ценностно-смысловой, коммуникативной;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология»
для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
 незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
 пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп
деятельности
 низкий уровень общей осведомлённости
 нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
 недостаточность зрительного и слухового восприятия
 слабая координация движения, недоразвитие моторики
 негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря,
нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения
логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического
восприятия)
 снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об
окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

1

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
 развитие навыков каллиграфии;
 развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
 развитие восприятия, представлений, ощущений;
 развитие памяти;
 развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
 развитие наглядно-образного мышления;
 развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
 развитие умения сравнивать, анализировать;
 развитие умения выделять сходство и различие понятий;
 развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
 развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
 формирование умения преодолевать трудности;
 воспитание самостоятельности принятия решения;
 формирование адекватности чувств;
 формирование устойчивой и адекватной самооценки;
 формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
 коррекция монологической речи;
 коррекция диалогической речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и
т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность
детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность учащихся.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие
успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в
собственные силы и возможности.
Формы работы для детей с ОВЗ:
 индивидуальная
 групповая
 по образцу
 по алгоритму.
2

2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов:
«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В
разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок,
обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды
уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки –
практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.
Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и
исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования
предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления
природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В
«Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и
значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества,
неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и
др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются
физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной
школе.
Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование
биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой
природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных, информационных компетенций,
– овладение научными методами решения различных теоретических и практических
задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными
реалиями жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета
«Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения
практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать
математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология»,
3

«Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании
наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать
причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература»
(владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по
результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных
технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).
Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного
общего образования составляет 278 часов.
5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю
6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю
7 класс – «Биология. Систематика растений». 35 ч, 1 ч в неделю
8 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю
9 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю
Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую.
Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы
учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется
на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую
контрольную работу.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных
условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
4. Описание ценностных ориентиров при изучении
учебного предмета «Биология»
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила
работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера
и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения
информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее
продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная
и интеллектуальная взрослость.
В данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются метапредметные связи. В программе предложен авторский подход
4

в части структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебнометодического комплекта по биологии для основной школы.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации
учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению
предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и
интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях,
уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания.
Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет
структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. Помимо этого,
глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как
компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и
социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;
воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Биология»
Результаты учебного предмета изучения
Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить
5

вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и
отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем
органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
6

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой
природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды
растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным
царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
7

Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Название раздела
п/п
1 Биология как наука
(5 часов)

2

Раздел 1. Клетка –
основа строения и
жизнедеятельности
организмов (10
часов).

3

Раздел 2.
Многообразие
организмов (17
часов).

Содержание раздела
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической
деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные
признаки представителей разных царств живой природы. Методы
исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете
биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни
растений и животных.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп).
Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки:
поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост,
раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание
клеточного строения растения с помощью лупы.
2. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание
его под микроскопом.
Приготовление препаратов и
рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные
признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни
человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и
жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые
грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика
отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения.
Общая
характеристика
растительного
царства.
Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения,
низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и
многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных
водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека,
использование.
8

Резервное время— 3
часа.

4

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и
распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их
отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их
многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие.
Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных –
одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира.
Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие.
Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие
беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие
позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты
(трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры
растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща,
папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
1. Особенности строения мукора и дрожжей.
2. Внешнее строение цветкового растения.
используется для проведения уроков обобщения и закрепления
знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только
закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить
итоговый контроль знаний.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9

10
11

Название раздела, темы
Биология как наука (5 часов)
Биология – наука о живой природе.

Кол-во
часов

КЭС

КПУ

1

1.1

2.1.1
2.2
2.1.1
2.1.1

Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории.
1
1.1
Разнообразие живой природы.
1
1.1
ВПМ 1: Развитие структурного мышления
(Составление схемы «Живые организмы»).
Среды обитания живых организмов
1
5.1
2.4
Контрольная работа «Разнообразие живых организмов»
1
1.1
2.1.1
Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов
1
1.1
2.1.1
Химический состав клеток. Неорганические вещества
1
2.1
2.3.1
Химический состав клеток. Органические вещества
1
2.1
2.3.1
Строение клетки.
1
2.1
1.1.2
ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Работа со
2.3.1
слепым рисунком «Клетка». Составление таблицы
«Строение клетки»).
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р.
1
2.1
1.1.2
2.3.1
Особенности строения клеток. Пластиды.
1
2.1
1.1.2
9

12

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

2.1

13

Деление и рост клеток

1

2.1

14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных
организмов
Текущая аттестация. Контрольная работа «Клетка –
основа строения и жизнедеятельности».

1

2.1

1

1.1
2.1
5.1

2.3.1
1.1.2
2.3.1
1.1.2
2.3.1
1.1.2
2.3.1
2.1.1
2.2
2.3.1

3

3.1.5

3.1

2.1.3
2.1.6

3.1

2.1.3
2.1.6
1.1.1
2.1.3
2.1.4
1.1.1
2.1.3
2.1.4
1.1.1
2.1.3
1.1.1
2.1.2

15

18

Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов)
Классификация организмов.
1
ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составление
схемы «Царства живой природы»).
Характеристика царства Бактерии.
1
ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнение
таблицы «Строение бактериальной клетки»).
Роль бактерий в природе и жизни человека.
1

19

Характеристика царства Растения.

1

3.3

20

Водоросли.
ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление
информационной карты «Водоросли»).
Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и
жизни человека.
Высшие споровые растения.
ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление
информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны»,
«Папоротники»).
Голосеменные растения.
ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление
информационной карты «Голосеменные растения»).
Покрытосеменные растения.
ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составление
информационной карты «Покрытосеменные растения»).
Общая характеристика царства Животные
Подцарство Одноклеточные.
ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение
таблицы «Общая характеристика простейших»).
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.
ВПМ 11: Развитие структурного мышления
(Составление информационной карты «Беспозвоночные
животные»).
Подцарство Многоклеточные. Хордовые животные.
ВПМ 12: Развитие структурного мышления
(Составление информационной карты «Позвоночные
животные»).
Характеристика царства Грибы.
ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление
информационной карты «Грибы»).
Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и
жизни человека.

1

3.3

1

3.3

2

3.3

1

3.3

1.1.1
2.1.2

1

3.3

1.1.1
2.1.2

1
1

3.4
3.4

1.1.1
1.1.1

1

3.4

1.1.1

1

3.4

1.1.1

1

3.2

2.1.3
2.1.4

1

3.2

2.1.3
2.1.4

16

17

21
22-23

24

25

26
27

28

29

30

31

10

32

33
34-35

Лишайники.

1

Обобщение и закрепление знаний (3 часа)
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
1
Происхождение бактерий, грибов, животных и растений
2

3.3

1.1.1
2.1.2

3.3
3.4

2.1.3
2.1.5
2.1.6

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебное оборудование и компьютерная техника
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися
предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется
мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели,
натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.
Виды деятельности
выделяет существенные признаки живых
организмов;

Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, строению человека, общей биологии

использует методы изучения живых организмов
(наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

Комнатные растения
Гербарии
Коллекции
Комнатные растения

проводит биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
соблюдает правила работы с биологическими
приборами и инструментами, правила работы в
кабинете биологии;
наблюдает микрообъекты и процессы; делает
рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты
наблюдений;
устанавливает связь строения клетки (части
клетки, ткани, органа, системы органов) с
выполняемыми функциями;
делает выводы о единстве строения клеток
представителей разных царств и о том, какой
объект имеет более сложное строение;
объясняет роль различных живых организмов в
природе и жизни человека;
выделяет существенные признаки строения
клеток организмов разных царств;
раскрывает сущность процессов
жизнедеятельности клеток (питания, дыхания,
обмена веществ, роста, размножения);
выделяет существенные признаки царств живой
природы; сравнивает представителей разных
царств, делает выводы на основе сравнения;
осуществляет классификацию биологических
объектов на основе их принадлежности к
определенной систематической группе;
выявляет особенности сред обитания и
раскрывать сущность приспособления
организмов к среде обитания;
различает на живых объектах и иллюстративном
материале органы растений и их видоизменения;
сравнивает органы растений, делает выводы на
основе сравнения;
выявляет клеточное строение органов растений

Инструкции по технике безопасности
Микроскопы, комплекты микропрепаратов,
покровные и предметные стекла, пипетки
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, строению человека, общей биологии
Печатные пособия: таблица «Эукариотическая
клетка»
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, строению человека, общей биологии
Печатные пособия: таблица «Эукариотическая
клетка», «Бактерии»

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, строению человека, общей биологии
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, строению человека, общей биологии
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике,
зоологии, общей биологии
Комнатные растения
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике
Комнатные растения
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике
Микроскопы, микропрепараты
11

(корня, стебля, листа);
раскрывает сущность и роль процессов
жизнедеятельности цветковых растений (питание,
дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);
сравнивает процессы жизнедеятельности
растений и животных, делать выводы на основе
сравнения;

Комнатные растения
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике
Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и
зоологии
Коллекция семян
Основные ЭР:
1. Библиотека им. В.Г.Белинского
http://book.uraic.ru/
2. Виртуальная образовательная лаборатория
http://www.virtulab.net/
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных
ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/
5. Каталог образовательных ресурсов сети

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».