МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре МОУ СОШ No 42 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Заместитель ________________________ руководителяпо УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №42 И.Ю.Наточеева ________________________ ________________________ Приказ №1 от «29» 09 2023 г Н.А.Северова Приказ №106 от «30» 08 2023 г О.Н.Голозубова Приказ №106 от «30» 08 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся с задержкой психического развития основного общего образования «Биология», 5 класс г.Комсомольск-на-Амуре 2023г. 0 1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. Основные цели изучения биологии в основной школе: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов; овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности; воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму. Биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы. Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ. Для учащихся с ОВЗ характерны: незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности низкий уровень общей осведомлённости нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной недостаточность зрительного и слухового восприятия слабая координация движения, недоразвитие моторики негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия) снижение познавательной активности. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. 1 Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; развитие умения планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо: 1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся. 2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.). 3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки. 4. Корректировать деятельность учащихся. 5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока. 6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. Формы работы для детей с ОВЗ: индивидуальная групповая по образцу по алгоритму. 2 2. Общая характеристика учебного предмета «Биология» Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные. Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д. Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе. Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на: – развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, – создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций, – овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», 3 «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций). Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов. 5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю 6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю 7 класс – «Биология. Систематика растений». 35 ч, 1 ч в неделю 8 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю 9 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. 4. Описание ценностных ориентиров при изучении учебного предмета «Биология» В результате изучения курса биологии в основной школе: Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. В данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются метапредметные связи. В программе предложен авторский подход 4 в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебнометодического комплекта по биологии для основной школы. Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» Результаты учебного предмета изучения Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить 5 вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные признаки живой природы; — устройство светового микроскопа; — основные органоиды клетки; — основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; 6 — ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. — существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; — основные признаки представителей царств живой природы. — основные среды обитания живых организмов; — природные зоны нашей планеты, их обитателей. — предков человека, их характерные черты, образ жизни; — основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; — правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; — простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: — объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; — характеризовать методы биологических исследований; — работать с лупой и световым микроскопом; — узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; — объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; — соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. — определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; — устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; — различать изученные объекты в природе, на таблицах; — устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; — объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. — сравнивать различные среды обитания; — характеризовать условия жизни в различных средах обитания; — сравнивать условия обитания в различных природных зонах; — выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; — приводить примеры обитателей морей и океанов; — наблюдать за живыми организмами. — объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; — различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; — вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; — ставить учебную задачу под руководством учителя; — систематизировать и обобщать разумные виды информации; — составлять план выполнения учебной задачи. — проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; — использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; — самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты. — находить и использовать причинно-следственные связи; — строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; — выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. — работать в соответствии с поставленной задачей; — составлять простой и сложный план текста; — участвовать в совместной деятельности; — работать с текстом параграфа и его компонентами; — узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. 7 Личностные результаты обучения — формирование ответственного отношения к обучению; — формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; — формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; — осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; — формирование основ экологической культуры. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № Название раздела п/п 1 Биология как наука (5 часов) 2 Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов). 3 Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов). Содержание раздела Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Лабораторные и практические работы 1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. 2. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. 3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование. 8 Резервное время— 3 часа. 4 Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение. Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие и охрана живой природы. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы 1. Особенности строения мукора и дрожжей. 2. Внешнее строение цветкового растения. используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний. 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Название раздела, темы Биология как наука (5 часов) Биология – наука о живой природе. Кол-во часов КЭС КПУ 1 1.1 2.1.1 2.2 2.1.1 2.1.1 Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории. 1 1.1 Разнообразие живой природы. 1 1.1 ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Живые организмы»). Среды обитания живых организмов 1 5.1 2.4 Контрольная работа «Разнообразие живых организмов» 1 1.1 2.1.1 Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) Устройство увеличительных приборов 1 1.1 2.1.1 Химический состав клеток. Неорганические вещества 1 2.1 2.3.1 Химический состав клеток. Органические вещества 1 2.1 2.3.1 Строение клетки. 1 2.1 1.1.2 ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Работа со 2.3.1 слепым рисунком «Клетка». Составление таблицы «Строение клетки»). Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р. 1 2.1 1.1.2 2.3.1 Особенности строения клеток. Пластиды. 1 2.1 1.1.2 9 12 Процессы жизнедеятельности в клетке. 1 2.1 13 Деление и рост клеток 1 2.1 14 Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов Текущая аттестация. Контрольная работа «Клетка – основа строения и жизнедеятельности». 1 2.1 1 1.1 2.1 5.1 2.3.1 1.1.2 2.3.1 1.1.2 2.3.1 1.1.2 2.3.1 2.1.1 2.2 2.3.1 3 3.1.5 3.1 2.1.3 2.1.6 3.1 2.1.3 2.1.6 1.1.1 2.1.3 2.1.4 1.1.1 2.1.3 2.1.4 1.1.1 2.1.3 1.1.1 2.1.2 15 18 Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов) Классификация организмов. 1 ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Царства живой природы»). Характеристика царства Бактерии. 1 ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Строение бактериальной клетки»). Роль бактерий в природе и жизни человека. 1 19 Характеристика царства Растения. 1 3.3 20 Водоросли. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»). Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения. ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»). Голосеменные растения. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные растения»). Покрытосеменные растения. ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные растения»). Общая характеристика царства Животные Подцарство Одноклеточные. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Общая характеристика простейших»). Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Беспозвоночные животные»). Подцарство Многоклеточные. Хордовые животные. ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Позвоночные животные»). Характеристика царства Грибы. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Грибы»). Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. 1 3.3 1 3.3 2 3.3 1 3.3 1.1.1 2.1.2 1 3.3 1.1.1 2.1.2 1 1 3.4 3.4 1.1.1 1.1.1 1 3.4 1.1.1 1 3.4 1.1.1 1 3.2 2.1.3 2.1.4 1 3.2 2.1.3 2.1.4 16 17 21 22-23 24 25 26 27 28 29 30 31 10 32 33 34-35 Лишайники. 1 Обобщение и закрепление знаний (3 часа) Промежуточная аттестация. Контрольная работа 1 Происхождение бактерий, грибов, животных и растений 2 3.3 1.1.1 2.1.2 3.3 3.4 2.1.3 2.1.5 2.1.6 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Учебное оборудование и компьютерная техника Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия. Виды деятельности выделяет существенные признаки живых организмов; Учебно-методическое обеспечение Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение); Комнатные растения Гербарии Коллекции Комнатные растения проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты; соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии; наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений; устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями; делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение; объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека; выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств; раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения); выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения; осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе; выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания; различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения; сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения; выявляет клеточное строение органов растений Инструкции по технике безопасности Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка» Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии» Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике Микроскопы, микропрепараты 11 (корня, стебля, листа); раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие); сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения; Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии Коллекция семян Основные ЭР: 1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/ 2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 5. Каталог образовательных ресурсов сети 12 13