Адаптированная рабочая программа по рус.яз. 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 42

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педагогическим
________________________ советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Яковлева Л.В. ________________________
Золотухина О.Н.
Протокол № 1 от «29»
Криевс Е.В. Приказ № 102 от «30»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Протокол № 1 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа
Учебного предмета « Русский язык»
адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся
с задержкой психического развития
по варианту 7.2

Составитель:
Саяпина НП

2023/2027 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА











Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является
ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности
и облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в
приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма,
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с
недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей)
функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об
окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний,
точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения,
сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в
ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных
для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

2












С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов, установлению
ударного слога, границы слов, предложений;
научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать
под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных, написания
жи-ши, чу-щу, ча-ща;
научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;
совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;
обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;
воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные
операции;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой
помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно
писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует
формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья
усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой
деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 класс, как правило, не слышат в слове отдельных звуков,
не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения
(формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе,
падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других
недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР
методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на
3

коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация
обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает
письмо и чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью, обогащает словарный запас, учится строить
учебное высказывание, использовать знаково-символические средства, получает первоначальные знания в области орфографии и
пунктуации.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы,
направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование
адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением,
совершенствуется связное (в т.ч. учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих
затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности
и становлению навыков самоконтроля. Оно значимо для правильного оформления решения арифметических задач.
При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у младших
школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества
слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется
мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
Формируемое в 1 классе умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а
также составлять тексты в устной форме способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное
чтение», «Окружающий мир».
При усвоении учебного предмета «Русский язык» школьники учатся ориентироваться в задании и производить его анализ,
обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку
проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Место предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 772 ч.
В 1 классе – 165 часов (по 5 ч в неделю, 33 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте.
В 1 дополнительном классе – 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях).
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
В 3 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (по 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4

Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты обучающихся с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты
должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием
информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Личностные результаты для 1, 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
(одноклассников);
- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
5

- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные
и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного
поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Метапредметные результаты для 1, 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты
могут быть обозначены следующим образом.
6
















Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова, звук, слог, слово, предложение);
сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавныепрописные);
сравнивать слова с близким и противоположным значением;
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме,
предполагающей стечение согласных, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами, подобрать слова с близким или
противоположным значением);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление
слитного написания предлогов со словами).
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности
переноса слов).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты
должны отражать:
1) формирование
первоначальных
представлений
о
единстве
и
многообразии
языкового
и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических
задач.
7

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между педагогом и его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и
сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими учащимися;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст учащимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

8

Учебно-тематический план 1 класс

№ п/п

Тема (раздел)

1
2

Подготовительный этап. Практическое ознакомление с предложением и словом в 9 ч
предложении
Слоги в словах
5ч

3

Подготовка к чтению и письму

14 ч

4

Речевая практика

6ч

5

Слово и предложение

4ч

6

Речевая практика

4ч

7

Гласные и согласные звуки

3

8

Звонкие и глухие согласные

2ч

9

Подготовка к письму

3ч

10

Речевая практика

3ч

11

Букварный период. Гласные и согласные звуки и буквы Букварный период: звуки буквы
Письмо букв. Речевая практика.
Повторение и закрепление пройденного материала

110 ч

12

Кол-во часов

5ч
165 ч

Календарно-тематическое планирование 1 класс
№

Тема урока

Дата

9

1.

Знакомство с понятием «слово». Соотнесение слова и предмета. Объяснение значения слов.

2.

Условно-графическая запись слов (полосками бумаги).

3.

«Подписывание» картинок полосками бумаги и «чтение» по полоскам слов.

4.

Знакомство с понятием «предложение».Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись.

5.

Различение слова и предложения.

6.

Составление схем предложений и предложений по схемам.

7.

Слова в предложениях. Выделение слова из предложения.

8.

Подсчет количества слов в предложении с использованием счетных средств.

9.

Составление предложений с предлогами (в, на, за, над, под, перед).

10.

Знакомство с понятием «слог». Деление слова на слоги.

11.

Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов в слове.

12.

Ударныйслог. Практическое знакомство с ударным слогом.

13.

Определение последовательности слогов в слове, ударного слога.

14.

Определение последовательности слогов в слове, ударного слога.

10

15.

Выделение неречевых звуков из окружающей действительности. Различение голосов птиц, животных.
Звукоподражание.

16.

Выделение речевых звуков из звучащих слов (а, о, ы, у, м, н, к), артикуляция звуков.

17.

Начальное представление о гласных и согласных звуках (выделение на основе восприятия
использованием слуховых и кинестетических
ориентиров).

18.

Различение гласных и согласных звуков.

19.

Выделение звука в разных частях слова.

20.

Условно - графическая запись звуков.

21.

Соотнесение слов, похожих по звуковому составу, и картинок.

22.

Составление фигур из цветных полосок бумаги по образцу. Составление картинок из цветных геометрических
фигур по образцу.

23.

Узнавание
контурных и наложенных друг на друга изображений. Составление предметных и сюжетных
картинок из частей.

24.

Сравнение предметов. Ориентировка в собственном теле. Определение пространственного расположения
предметов.

25.

Ориентировка на листе тетради, азбуки.

26.

Знакомство с правилами посадки во время письма, расположением учебных принадлежностей и тетради на
парте, правилом удерживания карандаша (ручки).

27.

Рисование мелом на доске, карандашом на нелинованной бумаге. Проведение линий в разных направлениях.

с

11

28.

Обведение трафаретов.

29.

Обводка пунктирных линий, рисование по точкам.

30.

Штриховка и раскрашивание.

31.

Рисование узоров в полосе с предварительным анализом.

32.

Гимнастика пальцев и кистей рук. Письмо элементов букв с учетом рабочей строки.

33.

Отработка ритмичных круговых движений кистей рук. Письмо элементов букв в рабочей строке.

34.

Письмо элементов букв в рабочей строке. Знакомство с прописью.

35.

Соотнесение слов, похожих по звуковому составу, и картинок.

36.

Составление фигур из цветных полосок бумаги по образцу. Составление картинок из цветных геометрических
фигур по образцу.

37.

Узнавание
контурных и наложенных друг на друга изображений. Составление предметных и сюжетных
картинок из частей.

38.

Сравнение предметов. Ориентировка в собственном теле. Определение пространственного расположения
предметов.

39.

Ориентировка на листе тетради, азбуки.

40.

Знакомство с правилами посадки во время письма, расположением учебных принадлежностей и тетради на
парте, правилом удерживания карандаша (ручки).

41.

Рисование мелом на доске, карандашом на нелинованной бумаге. Проведение линий в разных направлениях.
12

42.

Обведение трафаретов.

43.

Обводка пунктирных линий, рисование по точкам.

44.

Штриховка и раскрашивание.

45.

Рисование узоров в полосе с предварительным анализом.

46.

Гимнастика пальцев и кистей рук. Письмо элементов букв с учетом рабочей строки.

47.

Отработка ритмичных круговых движений кистей рук. Письмо элементов букв в рабочей строке.

48.

Письмо элементов букв в рабочей строке. Знакомство с прописью.

49.

Выполнение несложных инструкций. Письмо элементов букв.

50.

Выражение просьб в учебных ситуациях.

51.

Использование речевых форм приветствия и прощания.

52.

Беседа по содержанию иллюстраций. Письмо элементов букв.

53.

Использование слов, соответствующих теме иллюстрации.

54.

Краткие и полные ответы на вопросы учителя.

55.

Деление предложений на слова. Определение порядка слов в предложении.

56.

Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая
13

запись.
57.

Закрепление понятия «слог»,
«ударный слог». Деление слов на слоги.

58.

Подсчет количества слогов в слове. Определение последовательности слогов в слове, ударного слога. Письмо
элементов.

59.

Выделение гласных и согласных звуков в словах. Письмо элементов.

60.

Определение места звука в слове..Письмо элементов.

61.

Последовательное

62.

Сопоставление парных согласных по звучанию (звонкие и глухие). Письмо элементов.

63.

Различение слов, отличающихся одним звуком, с опорой на картинки. Письмо элементов.

64.

Письмо элементов: наклонная линия с закруглением. Работа с прописью.

65.

Письмо элементов: наклонная линия с петлей. Работа с прописью.

66.

Письмо элементов: овалы и полуовалы. Работа с прописью.

67.

Выражение просьб и пожеланий в учебных ситуациях. Использование речевых форм извинения и
благодарности. Письмо элементов.

68.

Краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. Письмо элементов.

69.

Моделирование речевых ситуаций.

выделение звуков в словах. Письмо элементов.

14

70.

Письмо строчной буквы а.

71.

Письмо заглавной буквы А.

72.

Письмо букв а, А. Сопоставление букв.

73.

Письмо строчной буквы у.

74.

Письмо заглавной буквы У.

75.

Письмо букв у, У. Письмо слов ау, уа.

76.

Письмо строчной буквы о

77.

Письмо заглавной буквы О

78.

Письмо букв о, О. Письмо слогов с изученными буквами.

79.

Письмо строчной буквы ы

80.

Письмо буквы ы. Письмо в прописи и чтение слов по условно-графическим схемам.

81.

Письмо строчной буквы и

82.

Письмо заглавной буквы И

83.

Письмо букв и, И. Письмо слогов с изученными буквами.

84.

Письмо строчной буквы н.
15

85.

Письмо заглавной буквы Н.

86.

Выделение заглавной буквы в именах людей. Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

87.

Письмо строчной буквы с.

88.

Письмо заглавной буквы С.

89.

Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

90.

Письмо букв, слогов, слов под диктовку.

91.

Проверка знаний: списывание и письмо под диктовку.

92.

Разыгрывание моделей диалога: вопрос – ответ, сообщение – сообщение. Письмо изученных букв, слогов

93.

Описание героя сказки по иллюстрации.
Списывание изученных букв, слогов

94.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо под диктовку изученных букв.

95.

Письмо строчной буквы к.

96.

Письмо заглавной буквы К.

97.

Приемы соединения согласных и гласных на письме. Постановка вопросов по картине.

98.

Письмо букв, слогов, слов под диктовку.

16

99.

Письмо строчной буквы т.

100.

Письмо заглавной буквы Т.

101.

Письмо слогов и простейших слов с изученными буквами.

102.

Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

103.

Письмо строчной буквы л.

104.

Письмо заглавной буквы Л.

105.

Письмо букв, слогов под диктовку.

106.

Письмо строчной буквы р.

107.

Письмо заглавной буквы Р.

108.

Письмо слогов и слов с изученными буквами с комментированием.

109.

Списывание букв с печатного текста и соотнесение с образцом.

110.

Письмо строчной буквы в.

111.

Письмо заглавной буквы В.

112.

Приемы соединения согласных и гласных на письме. Постановка вопросов по картине.

113.

Письмо под диктовку слогов и слов с простой слоговой структурой.
17

114.

Письмо строчной буквы п.

115.

Письмо заглавной буквы П.

116.

Письмо слогов и слов с изученными буквами с комментированием.

117.

Выделение заглавной буквы в именах людей и кличках животных

118.

Письмо строчной буквы м.

119.

Письмо заглавной буквы М.

120.

Списывание слогов, слов и предложений с печатного текста.

121.

Письмо строчной буквы з.

122.

Письмо заглавной буквы З.

123.

Письмо под диктовку слогов и слов с простой слоговой структурой

124.

Письмо строчной буквы б.

125.

Письмо заглавной буквы Б.

126.

Письмо слогов и слов с изученными буквами с комментированием.

127.

Списывание слогов и слов с печатного текста.

128.

Письмо строчной буквы д.
18

129.

Письмо заглавной буквы Д.

130.

Выделение заглавной буквы в именах людей и кличках животных.

131.

Письмо строчной буквы я.

132.

Письмо заглавной буквы Я.

133.

Приемы соединения согласных и гласных на письме. Постановка вопросов по картине.

134.

Списывание слогов и слов с печатного текста.

135.

Письмо строчной буквы г.

136.

Письмо заглавной буквы Г.

137.

Письмо слогов и слов с изученными буквами с комментированием.

138.

Контроль знаний. Проверочная работа за 3 четверть.

139.

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками

140.

Письмо строчной буквы ч.

141.

Письмо заглавной буквы Ч.

142.

Письмо слов с сочетанием ча, чу.

143.

Письмо строчной буквы ь.
19

144.

Письмо предложения: заглавная буква в начале и точка в конце.

145.

Письмо строчной буквы ш.

146.

Письмо заглавной буквы Ш.

147.

Письмо слов с сочетанием ши.

148.

Письмо строчной буквы ж.

149.

Письмо заглавной буквы Ж.

150.

Письмо слов с сочетанием жи.

151.

Письмо строчной буквы е.

152.

Письмо заглавной буквы Е.

153.

Письмо строчной буквы ё.

154.

Письмо заглавной буквы Ё.

155.

Письмо слогов и слов с изученными буквами с комментированием.

156.

Письмо строчной буквы й.

157.

Письмо строчной буквы х.

158.

Письмо заглавной буквы Х.

,

20

159.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

160.

Письмо строчной буквы ю.

161.

Письмо заглавной буквы Ю.

162.

Звуковой анализ слов. Соотнесение количества звуков и букв в слове.

163.

Контрольная работа по итогам года.

164.

Мягкий знак в конце и середине слова.

165.

Разделительный твердый знак.

Годовой тематический план 2 класс
Четверти Число

Основные темы

Число часов на тему

часов
в четверти
I

40 ч.

ПОВТОРЯЕМ, ТО ЧТО ЗНАЕМ

5 ч.

РЕЧЬ

4 ч.

ЗВУКИ И БУКВЫ

9 ч.

БУКВЫ И,А,У ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. СОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН

12 ч

АЛФАВИТ

2ч.
21

II

III

IV

40 ч.

48 ч.

36 ч.

СЛОВО И СЛОГ. ПЕРЕНОС СЛОВ

6ч

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

7 ч.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4ч

МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ
ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

9ч

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

5ч

ООБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ

10ч

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

7ч

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

3 ч.

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

14ч

ГЛАГОЛ

9ч

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

8ч

ПРЕДЛОГ

7ч

РОДСТВЕННЫЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

8ч

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

6 ч.

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

6ч

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4ч

ПОВТОРЕНИЕ

25ч

Итого:

170 ч.

22

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№

Тема урока

Дата
1 четверть

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении

2.

Предложение и слово

3.

Слово и слог

4.

Звуки и буквы

5.

Звуки и буквы

6.

Речь в жизни человека.

7.

Речь устная и письменная.

8.

Выделение предложений в устной и письменной речи.

9.

Входной контрольный диктант №1

10.

Особенности звуков и букв.

11.

Гласные и согласные звуки.

12.

Гласные звуки и буквы.

13.

Слова с буквой э в начале слова.

14.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

15.

Речевой этикет. Слова-приветствия.
23

16.

Согласные звуки и буквы.

17.

Согласный звук [й] и буква й.

18.

Контрольное списывание с делением текста на предложения.

19.

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши.

20.

Слова с сочетаниями жи, ши.

21.

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

22.

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

23.

Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста.
Списывание текста.

24.

Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста.
Списывание текста

25.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

26.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу

27.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу

28.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

29.

Слова с сочетаниями чк, чн.

30.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт.

31.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт.

32.

Контрольный диктант №2

33.

Работа над ошибками. Алфавит, или азбука

34.

Алфавит, или азбука

35.

Слово и слог.
24

36.

Слово и слог.

37.

Деление слов на слоги.

38.

Деление слов на слоги.

39.

Словарный диктант. Перенос слов.

40.

Слова, которые не переносят. Перенос слов с буквой й в середине.

41.

Перенос слов.

42.

Предложение как единица речи.

43.

Знаки препинания в конце предложения.

44.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

45.

Главные члены предложения.

46.

Общее понятие о тексте.

47.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

48.

Структурные части текста- повествования. Изложение зрительно воспринятого текста.

49.

Структурные части текста- повествования. Изложение зрительно воспринятого текста.

50.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме: «Предложение и текст».

51.

Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану.

52.

Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами.

53.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

54.

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.

55.

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.

56.

Изложение
25

57.

Правописание и перенос слов с мягким знаком.

58.

Контрольный диктант №3

59.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с
ь в середине.

60.

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

61.

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости твердости.

62.

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

63.

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

64.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

65.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

66.

Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание.

67.

Ударение. Ударный и безударный слог.

68.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

69.

Особенности проверочного слова.

70.

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

71.

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

72.

Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение.

73.

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

74.

Контрольный диктант №4

75.

Работа над ошибками

76.

Понятие о разделительном мягком знаке.

26

77.

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

78.

Словарный диктант. Правописание слов с разделительным ь

79.

Работа над ошибками.

80.

Правописание слов с разделительным ь

81.

Слова с двойными согласными.

82.

Перенос слов с двойными согласными.

83.

Перенос слов с двойными согласными.

84.

Слово и предложение.

85.

Слово и предложение.

86.

Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).

87.

Имена существительные

88.

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что

89.

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

90.

Сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь»

91.

Работа над ошибками. Имена существительные

92.

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

93.

Обобщение знаний об имени существительном

94.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

95.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

96.

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.

97.

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных.

98.

Изложение по вопросам с дополнением текста.
27

99.

Работа над ошибками. Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

100.

Контрольный диктант

101.

Работа над ошибками. Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

102.

Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах).

103.

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе)

104.

Глаголы в единственном и во множественном числе.

105.

Употребление глаголов в разных временных формах.

106.

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?

107.

Обучающее изложение

108.

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

109.

Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

110.

Закрепление по теме: «Глагол».

111.

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные).

112.

Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

113.

Различение прилагательных в единственном и во множественном числе

114.

Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.

115.

Употребление прилагательных в речи.

116.

Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

117.

Контрольное списывание.

118.

Закрепление по теме:« Имя прилагательное».

119.

Предлог как слово и его роль в речи.

120.

Раздельное написание предлогов со словами.
28

121.

Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения.

122.

Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста, связь предложений в тексте.

123.

Контрольный диктант

124.

Работа над ошибками. Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения.

125.

Словарный диктант. Речевой этикет. Слова благодарности.

126.

Обучающее сочинение

127.

Работа над ошибками.

128.

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах

129.

Признаки однокоренных слов.

130.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

131.

Проверочная работа.

132.

Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова».

133.

Способы проверки безударных гласных в корне.

134.

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова

135.

Проверка в написании слов с безударными гласными в корне.

136.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

137.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

138.

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.

139.

Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне.

140.

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

141.

Контрольный диктант

142.

Работа над ошибками.
29

143.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

144.

Связь слов в предложении.

145.

Сочинение по серии картинок и началу.

146.

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

147.

Упражнение в установлении связи слов в предложении.

148.

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

149.

Обобщение знаний об алфавите.

150.

Обобщение знаний об алфавите.

151.

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

152.

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

153.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

154.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

155.

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.

156.

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.

157.

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

158.

Словарный диктант.

159.

Слова с сочетаниями чк, чн.

160.

Итоговый контрольный диктант

161.

Работа над ошибками. Повторение пройденного

162.

Повторение сведений об имени существительном.

,

30

163.

Повторение сведений об имени прилагательном.

164.

Повторение сведений о глаголе.

165.

Повторение сведений о предложении и членах предложения.

166.

Контрольный словарный диктант.

167.

Работа над ошибками.

168.

Итоговое тестирование за курс класса.

169

Работа над ошибками.

170.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

Учебно-тематический план 3 класс

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

1

Наша речь и наш язык

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

15

3

Слово в языке и речи

17

4

Состав слова

16

31

5

Правописание частей слова

25

6

Имя существительное

32

7

Имя прилагательное

18

8

Местоимение

4

9

Глагол

21

10

Повторение

16

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№

Дата

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Текст, предложение, слово - единицы языка и речи.
Обобщение знаний о предложении.
Текст - единица языка и речи.
Части речи. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.
Имена собственные. Заглавная буква.
Однокоренные слова.

8.
9.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.
Слово и слог. Перенос слов.

10.

Мягкий знак - показатель мягкости согласных.

11.
12.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.
Разделительный ь..

Примечание

32

13.
14.
15.
16.
1718.
19.
20.
21.
22.

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами.
Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. Сопоставление правил
проверки парных согласных на конце слов и безударных гласных в двухсложных словах.
Контрольный диктант №1. Входной.
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

26.
27.

Восклицательные предложения.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Анализ сочинения. Закрепление.
Построение предложений и оформление их на письме. Употребление в тексте разных по
цели высказывания и интонации предложений.
Контрольное списывание № 1
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах
предложения.
Словосочетание.
Предложение и словосочетание.

28.

Текст. Тема текста.

29.
30.

Тема текста.
Обобщение изученного по теме «Текст».

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов.
Корень слова
Понятие об окончании.
Окончание и его роль в предложении.
Сочинение по серии картинок (упражнение 138).
Анализ сочинения. Закрепление.
Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.
Приставка и суффикс как значимые части слова.
Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса.
Приставка- значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок.
Суффикс и приставка

23.
24.
25.

33

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
6667
6869
70

Контрольный диктант №2 по теме "Состав слова. Однокоренные слова".
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Изложение текста по вопросам (упражнение 180)
Анализ изложения. Закрепление.
Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.
Проверка слов с парными согласными в корне.
Проверка слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова.
Упражнения в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Обучающее изложение (упражнение 206)
Анализ изложения. Закрепление.
Упражнения в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Составление текста по картинке и опорным словам (упражнение 212).
Упражнение в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Контрольный диктант №3 по теме "Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными в корне".
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Безударные гласные в корне слова.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способах проверки.
Сочинение по картинке "Зимние забавы детей" (упражнение 221).
Анализ сочинения. Закрепление.
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне.
Деление текста на части. Закрепление.
Обучающее изложение (упражнение 259)
Анализ изложения. Закрепление.
Словарный диктант. Закрепление.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне.

71

Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

34

72.
73.
74.
7576.
77.
78.
79.
80.
81.

Контрольный диктант №4 по теме "Правописание слов с безударными гласными в
корне".
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов типа чудесный, опасный.
Контрольный диктант №5 по теме " Правописание слов с непроизносимыми
согласными в корне".
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Обобщение правил правописания корней слов.
Сопоставление правил правописания безударных гласных, парных и непроизносимых
согласных в корне слова.

82.

Обучающее изложение (упражнение 324)

83.

Приставка - значимая часть слова.

84.
85.
86.
87.
88.
89.

Правописание приставок.
Правописание безударных гласных в приставках.
Упражнения в правописании приставок и безударных гласных в корне.
Контрольное списывание № 2
Предлоги и приставки.
Упражнения в правописании слов с предлогами и приставками.

90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.

Разделительный твёрдый знак.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Обобщение знаний о твёрдом и мягком разделительных знаках.
Обучающее изложение (упражнение 366)
Анализ изложения. Закрепление.
Понятие о частях речи.
Местоимение.
Упражнения в определении частей речи.
Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.
35

99.

Части речи и их правильное употребление.

100.

Имя существительное и его роль в речи.

101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108109.
110.

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?
Обучающее изложение (упражнение 397)
Анализ изложения. Заглавная буква в именах собственных.
Род имён существительных.
Род имён существительных во множественном числе.
Определение рода имён существительных в тексте.
Родовые окончания имён существительных.
Изменение имён существительных по числам.
Изменение имён существительных по числам.
Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом.
Склонение имен существительных.
Отработка умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в
единственном числе. Ознакомление с приемами определения падежей.
Упражнения в определении падежей.
Упражнения в определении падежей.
Обучающее изложение (упражнение 449)
Анализ изложения. Закрепление.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Упражнения в правописании слов с шипящими на конце.
Контрольный диктант №6 по теме "Имя существительное"
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Имя прилагательное и его роль в речи.
Употребление имён прилагательных в речи.
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Составление текста-описания.
Закрепление изученного об имени прилагательном.
Изменение имён прилагательных по родам.
Изменение имён прилагательных по родам.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

111.
112113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125126
127.

КР

36

128.
129.
130.

Изменение имён прилагательных по числам.

131
132
133.
134

Контрольный диктант №7 по теме "Имя прилагательное".
Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.
Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.
Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.
Обобщение изученого об имени прилагательном.
Изложение научно-познавательного текста по вопросам (упражнение 518)

135.
136.
137.
138.
139.
140

Глагол и его роль в речи.
Роль глаголов в предложении
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Текст-рассуждение.
Изменение глаголов по числам.

141

Изменение глаголов по числам.

142.
143.
144.
145.
146147.
148.
149.
150.
151.
152.
153154.
155.
156.
157.

Обучающее изложение (упражнение 555)

КД

Анализ изложения. Закрепление.
Понятие о временных формах глагола.
Приемы определения времени глаголов.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по временам.
Обучающее изложение (упражнение 578)
Анализ изложения. Закрепление.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками.
Правописание частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами.
Упражнения в правописании глаголов с частицей не
Обобщение и систематизация изученного о частях речи.
Контрольный диктант № 8 по теме "Глагол".
37

158.
159.

Анализ контрольного диктанта. Закрепление.
Контрольное списывание № 3

160.
161.
162.
163.
164.
165.

Слово и предложение.
Текст. Состав слова.
Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.
Правописание корней слов.
Правописание слов с приставками, разделительными твёрдым и мягким знаками.
Правописание слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными в корне.
Части речи.
Итоговый контрольный диктант № 9.

166.
167.
168169.
170.

Анализ контрольного диктанта. Части речи.

Части речи.
Части речи.
КВН « Великий и могучий русский язык».

Учебно-тематический план
№п/п

Название раздела

Кол-во
часов
по Кол-во часов по
авторской программе данной программе

1

Повторение в начале учебного года

21

21

2

Однородные члены предложения

7

7

3

Текст

2

2

4

Имя существительное

39

39

5

Имя прилагательное

33

33

6

Местоимение

8

8

Примечания

38

7

Глагол

33

33

8

Повторение в конце учебного года

27

27

За год:

170

170

Календарно-тематическое планирование 4 класс
Тема урока

№п/
п

Примечания

1

Вводный урок. Слово.

2

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

3

Знаки препинания.

4

Главные и второстепенные члены предложения

5

Словосочетание.

6

Текст

7

Звуки, буквы, слоги, ударение в словах

8

Состав слова Роль каждой части слова в языке.

9

Контрольный диктант по теме «Повторение»

10

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о корнях слов, приставках, суффиксах и окончаниях
39

11

Правописание гласных и согласных в корне слова

12

Упражнения в написании корней слов

13

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными

14

Обучающее изложение по коллективно составленному плану

15

Работа над ошибками.
Приставки и предлоги.

16

Разделительные ъ и ь.

17

Части речи. Имя существительное

18

Склонение имён существительных.

19

Имя прилагательное.

20

Глагол.

21

Обучающее изложение.

22

Анализ изложения. Однородные члены предложения.

23

Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными
членами без союзов.

24

Однородные члены предложения с союзами.

25

Однородные члены предложения, соединенные союзами и, а, но.

26

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

27

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

28

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

29

Тема и основная мысль текста
40

30

План текста. Обучающее изложение.

31

Анализ изложения. Склонение имён существительных.

32

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

33

Именительный падеж имён существительных.

34

Родительный падеж имён существительных.

35

Дательный падеж имён существительных.

36

Винительный падеж имён существительных.

37

Творительный падеж имён существительных.

38

Предложный падеж имён существительных.

39

Повторение. Именительный и винительный падежи имён существительных.

40

Винительный и предложный падежи.

41

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

42

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о падежах имён существительных.

43

Обучающее изложение.

44

Анализ изложения. Три склонения имен существительных.

45

Упражнение в определении склонения имен существительных.

46

Упражнение в определении склонения имен существительных, употреблённых в косвенных падежах.

47

Ударные и безударные окончания имен существительных.

48

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

49

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже

41

50

Обучающее изложение.

51

Анализ изложения. Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже.

52

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

53

Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном
падежах.

54

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных

55

Анализ контрольного диктанта. Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го
склонения.

56

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже

57

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже

58

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже

59

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

60

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

61

окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

62

Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа.

63

Именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе.

64

Родительный падеж имен существительных во множественном числе.

65

Упражнения в правильном употреблении имен существительных в родительном падеже множественного
числа.

66

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе
42

67

Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе

68

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний существительных во
множественном числе»

69

Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного.

70

Имя прилагательное.

71

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

72

Склонение имен прилагательных.

73

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

74

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

75

Обучающее изложение.

76

Анализ изложения. Закрепление изученного.

77

Развитие речи. Письмо.

78

Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

79

Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных

80

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

81

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

82

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

83

Обучающее изложение текста-описания

84

Анализ изложения. Закрепление изученного.

85

Склонение имен прилагательных во женского рода

86

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
43

87

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
женского рода»

88

Анализ контрольного диктанта. Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и
среднего рода.

89

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

90

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода

91

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

92

Обучающее изложение.

93

Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном
числе»

94

Анализ изложения и контрольного списывания. Закрепление изученного.

95

Склонение имен прилагательных во множественном числе

96

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных

97

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

98

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

99

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном

100

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном

101

Контрольное изложение

102

Анализ изложения. Закрепление изученного.

103

Понятие о местоимении

104

Местоимения 1, 2,3-го лица

105

Правописание личных местоимений с предлогами
44

106

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Правописание местоимений с предлогами.

107

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

108

Обучающее изложение.

109

Анализ изложения. Проверочный диктант

110

Закрепление изученного.

111

Глагол. Общее понятие (повторение)

112

Изменение глаголов по временам

113

Изменение глаголов прошедшего времени

114

Неопределенная форма глагола

115

Неопределенная форма глагола

116

Неопределенная форма глагола

117

Контрольный диктант по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма
глагола»

118

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану

119

Анализ контрольного диктанта и изложения. Закрепление изученного.

120

Изменение по лицам и числам (спряжение)

121

2-ое лицо глагола единственного числа

122

2-ое лицо глаголов единственного числа

123

I и II спряжение глаголов

124

I и II спряжение глаголов

125

Окончания глаголов I и II спряжения
45

126

Анализ изложения. I и II спряжение глаголов будущего времени

127

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

128

Оределение спряжения глаголов по неопределенной форме

129

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

130

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

131

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

132

Анализ контрольного диктанта. Глаголы-исключения.

133

Глаголы-исключения

134

Сочинение (с элементами описания) по картине

135

Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени

136

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов

137

Краткое изложение.

138

Анализ изложения. Изменение глаголов по временам

139

Обобщение знаний о глаголе.

140

Обучающее сочинение.

141

Обучающее изложение.

142

Контрольный диктант по теме «Глагол»

143

Анализ сочинения, изложения и контрольного диктанта. Закрепление изученного.

144

Обобщение знаний о предложении

145

Обобщение знаний о предложении

46

146

Состав слова.

147

Состав слова.

148

Части слова

149

Имя существительное

150

Имя существительное

151

Имя прилагательное

152

Местоимение.

153

Глагол

154

Итоговый контрольный диктант

155

Обучающее сочинение

156

Обучающее изложение

157

Анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения. Повторение.

158

Повторение.

159

Повторение.

160

Повторение. Брейн-ринг.

161

Повторение. Предложение.

162

Повторение. Правописание корней слов.

163

Обучающее сочинение.

164

Обучающее изложение.

165

Проверочный диктант.

47

166

Проверочное списывание.

167

Повторение.

168

Повторение.

169

Повторение.

170

Повторение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Горецкий
В.
Г.
Азбука.
1
класс.
Учеб.
для
общеобразоват.
учреждений.
В
2
ч.
/
В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А.
Алмазова. М.: Просвещение.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения:
пособие для учителей начальных классов и студентов. М., 2004.
Тригер Р.Д. Русский язык. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные
классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012, С.121–134, 266–284.
Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие. М., 2010.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения. М., 2003.
Русский язык. Учебник для 1класса четырехлетней начальной школы в 2 частях.
Русский язык. 2 кл. В 2 ч. учебник для общеобразовательных учреждений/ авт. – сост. Т.Г. Рамзаева
Русский язык. Учебник для 3класса четырехлетней начальной школы в 2 частях.
Русский язык. Учебник для 3класса четырехлетней начальной школы в 2 частях.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».