МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края МОУ СОШ № 42 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Педагогическим ________________________ советом УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Яковлева Л.В. ________________________ Золотухина О.Н. Протокол № 1 от «29» Криевс Е.В. Приказ № 102 от «30» августа 2023 г. августа 2023 г. Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.2 Составитель; Саяпина Н.П. 2023/2027 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета: сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности 2 обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации; способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Обучение по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют: вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели; задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях; целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления; выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности. Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции Обучаясь дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное АООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и 3 здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке. Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью. Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема 4 ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока. В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе. Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п. Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, 5 многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности. Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя. Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась). Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности. На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с сезонными изменениями в жизни природы и человека. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность (учебное высказывание). В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность. 6 Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительное искусство». Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Место предмета в учебном плане По варианту 7.2. В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных организаций, реализующих АООП вариант 7.2. и использующих систему «Школа России», предмет «Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», изучается с 1 по 4 класс при введении первого дополнительного класса, т.е. в течение пяти лет, по два часа в неделю. При этом в 1 и 1 дополнительном классах курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 336 часов.В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии 1 класса составляет 35 минут, во втором – 40 минут. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы: • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие; • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»; •понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего; 7 • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*; • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; •этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится: • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; • сохранять учебную задачу в течение всего урока; •ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; •выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); • планировать свои действия; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные Обучающийся научится: 8 • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; •понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; •ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; • моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные Обучающийся научится: • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; • формулировать ответы на вопросы; • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; • аргументировать свою позицию; •понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; • признавать свои ошибки, озвучивать их; • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; •понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; •строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); • готовить сообщения, выполнять проекты по теме; • составлять рассказ на заданную тему; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; 9 • использовать речь для регуляции своего действия; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; •достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства; • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка; • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России; • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; • проводить несложные астрономические наблюдения; • изготавливать модели планет и созвездий; • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; •анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; •приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги; • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны; • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; •оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России; • давать краткую характеристику своего края; • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы; • давать краткую характеристику природных сообществ своего края; • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; 10 • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; • рассказывать об охране природы в своём крае; •различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; • читать историческую карту; • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий; • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими учащимися; 11 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст учащимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, № урока Дата Название темы урока Примечание навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 12 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС 1 четверть Человек и общество (8 часов) 1 Наша Родина – страна, в которой мы живем. 2 Президент Российской Федерации — глава государства. 3 Первоначальные сведения о российской символике (флаг, герб). Практическая работа: «Нарисуй флаг». 4 Москва — столица нашей Родины. 5 Родной край — моя малая Родина 6 Достопримечательности моей малой Родины. Практическая работа: «Узнай достопримечательности своего района» 7 Экскурсия №1 «Достопримечательно города» 8 Обобщение по разделу «Человек и общество» Правила безопасности жизни (8 часов) 9 Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Определение возможно опасных предметов в ближайшем окружен. 10 Опасные для человека объекты и ситуации. Практическая работа: Выработка правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. 11 Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода. Знакомство с правилами дорожного движения. 12 Правила безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства. Знакомство с правилами поведения в автобусе. 13 13 Безопасный путь домой. Экскурсия №2 Отработка безопасного маршрута от школы домой. 14 Противопожарная безопасность. Практическая работа: Знакомство с телефонами экстренной помощи. 15 Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. 16 Обобщение по разделу «Правила безопасной жизни»» 2 четверть. Человек и природа (14 часов) 17 Как узнать растение? Практическая работа: Растения нашей местности: распознавание (с помощью атласа-определителя). 18 Основные части растения. 19 Растения твоей местности. Экскурсия №3 Знакомство с растениями у школы. 20 Декоративные растения. Практическая работа: раскрашивание изображений, рисование. 21 Кустарники леса и сада. 22 Лиственные и хвойные деревья. Экскурсия№4. 23 Овощи и фрукты. Практическая работа: лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. 24 Плодовые деревья и кустарники. 25 Съедобные и ядовитые растения. Практическая работа: сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. 26 Лечебные лекарственные растения (мать-и-мачеха, подорожник, шиповник, липа). 27 Мхи, папоротники. Внешний вид. Практическая работа: Рисование мха и веточки папоротника по 14 образцу. 28 Грибы – не растения. Разнообразие грибов. Практическая работа: распознавание грибов на рисунках, муляжах, раскрашивание изображений. 29 Грибы: съедобные и ядовитые. Практическая работа: сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. 30 Отношение человека к растениям. Правила поведения в природе. 31 Обобщение по теме: «Человек и природа». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. 3 четверть. Человек Наши и природа. друзья животные (18 часов) 32 Животные нашей местности. 33 Отличительные 34 Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Практическая работа: Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров. 35 Природные дома зверей. 36 Насекомые (бабочки и жуки), их распознавание на рисунках. признаки зверей. Практическая работа: Лепка насекомых. 37 Отличительные признаки насекомых. 38 Разнообразие насекомых, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. 39 Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Практическая работа: Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. 40 Отличительные признаки птиц. 15 41 Экскурсия №5: Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц природного окружения. ближайшего 43 Забота людей о птицах и зверях в разные сезоны. 43 Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Практическая работа: Мысленное достраивание «спрятавшихся» рыбок. 44 Определение отличительных признаков рыб. 45 Экскурсия №6: Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме. Условия, необходимые для жизни рыб в неволе. 46 Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Практическая работа: Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. 47 Обобщающий урок: «Выделение и называние характерных признаков рыб, насекомых, зверей, птиц». Правила безопасности при встречах и общении с животными. 48 Животные у детей дома. Домашние животные. Практическая работа: Рисование своего домашнего питомца. 4 четверть Человек и природа. Круглый год. (18 часов) 49 Времена года. 50 Наблюдение сезонных изменений в природе. Практическая работа: Моделирование последовательности времён года. 51 Характерные признаки сезонов. 52 Правила безопасности в различные сезоны года. Практическая работа: Составление памятки по ТБ в различные сезоны года. 53 Осень, характерные признаки. 54 Зима, характерные признаки 16 55 Птицы зимой в нашей местности. Питание птиц, образ жизни. Практическая работа: Раскрашивание изображений зимующих и перелетных птиц. 56 Весна, характерные признаки 57 Первые лесные растения весны. 58 Экскурсия №7. К нам прилетели перелетные птицы. 59 Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Практическая работа: Составление памятки по ТБ весной. 60 Предупреждение простудных заболеваний. 61 Характерные признаки лета. 62 Растения в природе летом. 63 Поведение человека в природе. Практическая работа: Простейшие правила поведения в природе. 64 Обобщение по теме: «Времена года». 65 Итоговый тест за 1 класс. ТБ на лето. 66 Повторение изученного за год. Урок-викторина. № п/п Тема раздела Кол-во часов 1 Введение в школьную жизнь. Задавайте вопросы. 4 2 3 4 Что и кто? Как,откуда и куда? Где и когда? 20 12 10 17 Почему и зачем? 5 20 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (доп) № п/п 1 Дата Тема урока Примечание «Задавайте вопросы!» Раздел «Что и кто?» (20 часов) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина» Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? 18 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Раздел «Где и когда?» (11ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? 19 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения. 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 № п/п Тема (раздел) Где мы живём? 1 2 3 4 5 6 Кол-во час 4 20 10 9 7 18 Природа Жизнь города и села Здоровье безопасность Общение Путешествия КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п\п. Дата Тема урока. Примечания Где мы живём? (4 ч) 1 Родная страна. 2 Город и село. 3 Природа и рукотворный мир. 4 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» 20 5 Неживая и живая природа. 6 Явления природы. 7 Что такое погода. 8 В гости к осени. 9 В гости к осени. (Урок) 10 Звёздное небо 11 Заглянем в кладовые Земли. 12 Про воздух… 13 … И про воду 14 Какие бывают растения. 15 Какие бывают животные 16 Невидимые нити. 17 Дикорастущие и культурные растения. 18 Дикие и домашние животные. 19 Комнатные растения. 20 Животные живого уголка. 21 Про кошек и собак. 22 Красная книга. 23 Будь природе другом. Проект «Красная книга» 24 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Жизнь города и села. (10 ч) 21 25 Что такое экономика. 26 Из чего что сделано. 27 Как построить дом. 28 Какой бывает транспорт. 29 Культура и образование. 30 Все профессии важны. Проект «Профессии» 31 29.12.20 В гости к зиме. Экскурсия. 32 12.01.21 В гости к зиме. (Урок) 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов. Здоровье и безопасность. (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Общение. (7 ч) Наша дружная семья. Проект «Родословная» В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» 22 4 четверть Путешествия. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. В гости к весне. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. «Страны мира» Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 № п/п (18 ч) Тема (раздел) Как устроен мир (7 ч) 1 Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. 2 Человек. Ступеньки познания. 3 Проект «Богатства, отданные людям» Наши знаменитые земляки. 4 Общество. 5 Что такое экология 6 Природа в опасности! Количество часов 1 1 1 1 1 1 23 7 Проверочная работа по теме «Как устроен мир». Эта удивительная природа (18 ч) 8 Тела, вещества, частицы. 9 Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» 10 Воздух и его охрана. Охрана воздуха в Смоленской области. 11 Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды.» 12 Превращения и круговорот воды 13 Берегите воду! 14 Что такое почва. Практическая работа № 3 «Исследуем состав почвы» 15 Разнообразие растений. Разнообразие растений Смоленской области. 16 Солнце, растения и мы с вами 17 Размножение и развитие растений. Практическая работа № 4 «Изучаем способы распространения плодов» 18 Охрана растений Охрана растений Смоленской области. 19 Разнообразие животных. Разнообразие животных Смоленской области. 20 Кто что ест? 21 Проект «Разнообразие природы родного края» 22 Размножение и развитие животных. 23 Охрана животных. Охрана животных Смоленской области. 24 В царстве грибов Грибы Смоленской области. 25 Великий круговорот жизни. 1 26 Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа» Мы и наше здоровье (10 ч) 27 Организм человека. Практическая работа № 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 « Измеряем свой рост и массу тела» 28 Органы чувств 29 Надёжная защита организма. Практическая работа № 6 «Исследуем нашу кожу» 30 Опора тела и движение 31-32 Наше питание. Практическая работа № 7 «Изучаем состав продуктов» Проект «Школа кулинаров» 33 Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Учимся измерять пульс» 34 Умей предупреждать болезни 35 Здоровый образ жизни 36 Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» Наша безопасность (8 ч) 37 Огонь, вода и газ 38 Чтобы путь был счастливым 39 Дорожные знаки 40 Проект «Кто нас защищает» 41 Опасные места Опасные места в городе Рославль. 42 Природа и наша безопасность Природа Смоленской области. 43 Экологическая безопасность. 44 Проверочная работа по теме «Наша безопасность» 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Чему учит экономика (12 ч) 45 Для чего нужна экономика 46 Природные богатства и труд людей – основа экономики 47 Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Смоленской области. Практическая работа № 9 «Исследуем полезные ископаемые» 48 Растениеводство. Сельское хозяйство Смоленской области. Практическая работа № 10 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» 1 1 1 1 25 Животноводство Животноводство Смоленской области. 50 Какая бывает промышленность Промышленность Смоленской области. 51 Проект «Экономика Смоленской области». Подготовка к выполнению проекта. 52 Что такое деньги. Практическая работа № 11 «Изучаем российские монеты» Защита прав потребителей. 53 Государственный бюджет 54 Семейный бюджет 55 Экономика и экология. 56 Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» Путешествие по городам и странам (13ч) 57 Золотое кольцо России 58 Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Углич) 59 Города Золотого кольца (Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) 60 Проект «Музей путешествий» 61 Наши ближайшие соседи 62 На севере Европы 63 Что такое Бенилюкс 64 В центре Европы 65 По Франции и Великобритании 66 На юге Европы 67 По знаменитым местам мира Путешествие по городам и странам 68 Промежуточная аттестация в форме тестирования. 49 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС 26 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Дата Тема урока Природа. Человек. Стартовая диагностика. Проект «Богатства, отданные людям». Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 Вода. Практическая работа № 4 Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 Берегите воду! Как разрушаются камни. Тест Что такое почва. Практическая работа № 6 Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Проверочная работа. Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 Охрана растений. Разнообразие животных. Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Тест Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 Итоговая работа за I полугодие Примеч ания тест п/р тест к/р 27 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Презентация проектов Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Тест Дорожные знаки. Тест Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Проверочная работа. Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 Растениеводство Практическая работа № 12 Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Практическая работа № 13 Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Тест № 4. Экономика и экология. Золотое кольцо России. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого Кольца Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция). Итоговая диагностическая работа. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Тест № 5. тест тест п/р тест тест 28 Годовая контрольная работа Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». 66 67 68 к/р КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Дата Тема уроков Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Мир глазами историка Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» Мир глазами эколога Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Примечание Тест 29 15 Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» 16 Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Растения и животные леса. Экскурсия № 2 Лес и человек. Проверочная работа №1 Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Земля - кормилица Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Проверим себя и оценим свои достижения. Животноводство в нашем крае. Презентация проектов. Тест № 3 Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий Средние века: время рыцарей и замков. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 34 35 36 37 38 п/р Тест Тест 30 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Мастера печатных дел Патриоты России Пётр Великий Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая. Проверочная работа №2 Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов Великая война и великая Победа. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 Основной закон России и права человека Мы – граждане России Славные символы России Такие разные праздники Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая проверочная работа № 3. Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Путешествие по России (по Волге, по югу России). Презентация проектов. Тест п/р Тест п/р Проект 31 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы . 1-4 классы. – М: Просвещение, 2011. Учебники 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2012. 4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2012. 5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. 6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2013. 7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2014. 8. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник . 4 класс. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014. Рабочие тетради 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2011. 3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. 4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2012. 5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013. 6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2013. 7. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2014. 8. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014. Тесты 1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010. 2. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010. 3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. – М.: Просвещение, 2010. 4. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. – М.: Просвещение, 2010. Методические пособия 1. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс. 2. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс. 3. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010. 4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010. 5. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства 1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. 32 2. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. 3. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. 4. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды. 2. Термометр медицинский. 3. Лупа. 4. Компас. 5. Часы с синхронизированными стрелками. 6. Микроскоп (по возможности цифровой). 7. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и др.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п. 8. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. 9. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). 10. Модель «Торс человека с внутренними органами». 11. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. 12. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. 13. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. (в том числе – традиционного жилища народов России). Игры и игрушки 1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и др.). 2. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). 3. Наборы кукол в традиционных костюмах народов России. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей. 33