Адаптированная рабочая программа по математике

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 42
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педагогическим
________________________ советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Яковлева Л.В. ________________________
Золотухина О.Н.
Протокол № 1 от «29»
Криевс Е.В. Приказ № 102 от «30»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Протокол № 1 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа
Учебного предмета «Математика»
адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся
с задержкой психического развития
по варианту 7.2

Составитель:
Саяпина НП

2023/2027 учебный год

Аннотация к рабочей программе по математике
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2.). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим
формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном
уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические
задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием
математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных
знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации,
обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для
младших школьников с ЗПР;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Для реализации программного материала используются учебники
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика, В 2 ч.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс
рассчитан на 540 часов: в 1 классе - 132 часа, по 4 часа 33 учебные недели), во 2 - 4 классах – по
136 часов, по 4 часа 34 учебные недели в каждом классе)
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в
учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные
достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

МАТЕМАТИКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2.). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим
формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном
уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические
задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных
познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с
результатами измерений и использовать их на практике;
 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения
математической символики и обучения составлению различных схем;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения
математических свойств и отношений);
 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием
математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных
знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации,
обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для
младших школьников с ЗПР;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,
планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для
полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо
формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а
также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных
навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении
учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по
3

возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по
разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие
школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении
пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается недостаточность
планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно влияет на мотивацию к
учебной деятельности.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна
осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования
приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах,
постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных
действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с
постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Формирование
ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном
овладении составом числа, которому в 1 классе уделяется очень большое внимание. Помимо
перечисленных при обучении математике решаются и общие коррекционно-развивающие
задачи. Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение
ориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, при решении
задачи).
У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция
мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они
могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого
типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем,
иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения
задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию
деятельности.
В ходе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход к младшим
школьникам с ЗПР. Обучающиеся, обнаруживающие относительно большую успешность при
изучении материала, выполняют дополнительные индивидуальные задания. В свою очередь,
школьники, испытывающие значительные трудности, могут получать необходимую помощь на
психокоррекционных занятиях. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в
тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает
практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию,
младший школьник осваивает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью,
овладевает начальными математическими званиями о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах; умением выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами в пределах 10, решать текстовые задачи, распознавать и изображать простейшие
геометрические фигуры.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе
коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются
возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти,
формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинноследственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и
долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют
формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач
является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов
решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии.
4

Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами,
активизирующими отвлеченное мышление.
При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся
овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и
проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать
правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что
способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности.
Содержание материала позволяет ввести в курс большое количество заданий предметного
характера, предполагающих использование практических действий для их решения. Педагогу
рекомендуется соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое
обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом
наглядности, активизацией разных каналов восприятия (слухового, зрительного, тактильнокинестетического).
Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно-практическом
плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действий образного мышления.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33
учебных неделях). В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии составляет
35 минут, во втором- 40 минут, во 2-4 классах – по 136 учебных часа из расчета 4 учебных часа в
неделю (34 недели в каждом класск).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучающихся с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые
для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся
с ЗПР личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
5

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в
том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными
знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных
текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным
возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;

6

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Математика:
1. использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
Для обучающихся с ЗПР количество уроков на изучение пространственных отношений
увеличивается, так как недостаточный запас предметных и пространственных представлений,
сложность анализа и синтеза получаемой информации об окружающем пространстве, непрочная
связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными
обозначениями у таких детей затрудняют изучение величин.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения
(ориентировка на заданный образец);
 кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать
символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
 осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое
изображение задачи и т.п.);
 сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям
(больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
 обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с
условием и вопросом);
 различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и
самостоятельно.

7

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной
компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным
направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание
ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание,
критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и
профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении
научиться правильно считать, решать задачи.

1)

2)
3)
4)

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания
и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые
задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между педагогом и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
8

решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
учащимися;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст учащимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

№
п/п
1

Содержание тем учебного курса
1 класс
Тема
Оценка сформированности элементарных математических представлений
Подготовительный период

Кол-во
часов
9 ч.
15 ч

2

Знакомство с тетрадью

5 ч.

3

Уточнение признаков предметов, пространственных и временных представлений

10 ч.

4
5
6
7
8

Изучение геометрических фигур
Числа от 1 до 10, нумерация
Повторение: числа и величины. Счет предметов
Работа с текстовыми задачами
Повторение

8 ч.
32 ч
21 ч.
28 ч.
4 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
п/п
1.

Дата

Тема урока

Примечание

Количественный счет.

2.

Порядковый счет (прямой и обратный, от заданного числа).

3.

Счет вне видимости.

4.

Сравнение множеств.

5.

Способы сравнения множеств.

9

6.

Геометрические фигуры.

7.

Считаем деньги. Номинал монет.

8.

Арифметические задачи на сложение.

9.

Количественный счет.

10.

Знакомство с тетрадью, правилами посадки во время работы;
расположением тетради на столе, правилами удерживания
карандаша. Обводка образца.

11.

Середина листа. Углы листа. Верх – низ, справа – слева.
Штриховка образца.

12.

Разделение листа: по горизонтали, вертикали (на 2, 3, 4
части). Дорисовывание, раскрашивание бордюров.

13.

Рисование в тетради в крупную клетку точек по клеткам.

14.

Письмо элементов цифр с предварительном анализом.

15.

Признаки предметов: цвет, форма, размер, классификация
предметов по цвету, форме, размеру.

16.

Определение пространственного расположения предметов с
использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа».

17.

Пространственное расположение предметов.
Выполнение практических действий с предметами по
инструкции.

18.

Пространственное расположение предметов. Выполнение
действий
с
предметами
с
предварительным
проговариванием. Игра «Муха».

19.

Временные
представления.
последовательность.

20.

Сравнение двух предметов по длине с использованием слов
длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий; по
весу (легкий, тяжелый, легче, тяжелее).

21.

Составление и сопоставление групп предметов по одному
или нескольким признакам.

22.

Счет в прямом и обратном порядке, называние итога:
сколько всего? сколько осталось?

23.

Присчитывание отсчитывание по одному с называнием
итога.

24.

Соотнесение числа и количества предметов.

25.

Линия. Отрезок.

Части

суток,

их

10

26.

Прямая и кривая линии.

27.

Квадрат и прямоугольник.

28.

Прямоугольник и многоугольник.

29.

Точка. Построение отрезка
геометрической фигуры.

30.

Овал и круг. Распознавание геометрических фигур.

31.

Квадрат, треугольник, прямоугольник.

32.

Геометрические фигуры: закрепление изученного

33.

Число и цифра 1.

34.

Число и цифра 2.Прием присчитывания и отсчитывания по
одному.

35.

Счет до двух. Составление цепочки предметов по правилу.

36.

Число и цифра 3.

37.

Математические знаки:«+», «–» , «=». Понятия «прибавить»,
«вычесть», «получится».

38.

Арифметическая запись действий. Чтение записи
арифметического действия.

39.

Число и цифра 4.

40.

Состав числа 4. Исключение четвертого лишнего.

41.

Длиннее, короче, одинаковое по длине. Сравнивание
предметов по длине, используя прием наложения.

42.

Число и цифра 5.

43.

Счет до пяти. Ориентировка в числовом отрезке 1–5 с
использованием слов «после», «перед», «соседи числа»,
«предыдущий», «последующий».

44.

Практическое знакомство с составом числа 5. Работа с
монетами (1 р., 2 р., 5 р.)

45.

Ломаная линия.

46.

Арифметические действия в пределах 5.

47.

Математические знаки «˃», «˂», «=».Сравнение предметных
множеств (больше, меньше, равно).

48.

Понятия «равенство»,«неравенство».

49.

Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «вершины».

50.

Число и цифра 6.

по

точкам.

Построение

11

51.

Число и цифра 7.

52.

Закрепление изученного. Повторение изученных
геометрических форм, проверка умения их чертить и
называть их признаки.

53.

Число и цифра 8.

54.

Число и цифра 9.

55.

Практическое знакомство с составом числа. Счет в пределах
9.

56.

Число и цифра 10.

57.

Подготовка к решению задач: составление условия по
картинкам, по записи арифметического действия.

58.

Чтение и запись цифры 0.

59.

Закрепление пройденного: последовательность чисел от 0
до 10.

60.

Ознакомление с задачей. Выделение в задаче ее составных
частей: условие, вопрос.

61.

Решение задач на наглядном материале.

62.

Решение задач на основе схемы, рисунка.

63.

Сантиметр.
Измерение длины предметов.

64.

Чертеж отрезков разной величины.

65.

Сходство и различие предметов по признаку величины и
формы.

66.

Счет предметов.

67.

Задачи на сложение и вычитание на основании рисунка.

68.

Арифметическая запись задачи.

69.

Знакомство с компонентами математического выражения
при сложении.

70.

Присчитывание, отсчитывание по два на наглядной основе.

71.

Составление таблицы на сложение и вычитание с числом 2.

72.

Упражнение в присчитывании и отсчитывании по два.

73.

Решение
задач на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц.

74.

Текстовые

задачи. Различные

способы оформления
12

частей задачи.
75.

Таблица сложения и вычитания на3.

76.

Прибавление и вычитание числа 3 по частям.

77.

Закрепление изученного: сложение и вычитание числа 3.

78.

Закрепление вычислительных навыков. Вычитание числа
3.Прибавление числа 3.

79.

Закрепление: прибавления и вычитания чисел 1, 2, 3.
Решение задач.

80.

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько
единиц.

81.

Таблица сложения и вычитания на 4.

82.

Прибавление

83.

Закрепление. Решение текстовых задач.

84.

Задачи на разностное сравнение чисел.

85.

Решение задач на разностное сравнение.

86.

Математический закон о перестановке слагаемых.

87.

Переместительное свойство сложения.

88.

Таблица сложения и вычитания на 5

89.

Практическое закрепление сложения и вычитания на 5

90.

Таблица сложения и вычитания на 6

91.

Практическое закрепление сложения и вычитания на 6

92.

Таблица сложения и вычитания на 7

93.

Практическое закрепление сложения и вычитания на 7

94.

Таблица сложения и вычитания на 8.

95.

Практическое закрепление сложения и вычитания на 8

96.

Таблица сложения и вычитания на 9.

97.

Практическое закрепление сложения и вычитания на 9

98.

Таблица сложения и вычитания на10.

99.

Практическое закрепление сложения
10

100.

Повторение и закрепление изученного.

101.

Составление ряда геометрических фигур по правилу.

и вычитание числа 4 по частям.

и

вычитания на

13

102.

Построение ряда геометрических фигур от обозначенной
начальной фигуры.

103.

Построение ряда геометрических фигур с самостоятельным
определением начальной точки ряда.

104.

Поиск пропущенных геометрических фигур
построенном ряду.

105.

Решение

106.

Анализ задачи. Краткая запись условия.

107.

Арифметическая запись по следам практических действий.

108.

Запись арифметического действия по картинке.

109.

Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи,
используя рисунок.

110.

Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи,
используя схему.

111.

Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи,
используя таблицу.

112.

Закрепление. Анализ задачи. Соотнесение вопроса и ответа.

113.

Решение задач на нахождение суммы.

114.

Решение задач на нахождение остатка.

115.

Решение задач на нахождение первого слагаемого.

116.

Решение задач на нахождение второго слагаемого.

117.

Закрепление. Решение задач разного вида.

118.

Решение
единиц.

задач на увеличение числа на несколько

119.

Решение
единиц.

задач на уменьшение числа на несколько

120.

Решение задач.

121.

Закрепление. Решение задач разного вида.

122.

Решение текстовых задач с выделением их составных
частей, по алгоритму.

123.

Нахождение неизвестного первого либо второго
неизвестного слагаемого с занесением полученных данных в
таблицу.

124.

Задачи на разностное сравнение чисел.

125.

Определение отношений между величинами на «большее»

текстовых

в

задач арифметическим способом.

14

на«меньшее» в задаче.
126.

Решение задач на

разностное сравнение чисел.

127.

Повторение по теме «Решение текстовых задач»

128.

Итоговая проверочная работа за 1 класс.

129.

Повторение. Нумерация.

130.

Повторение. Сложение и вычитание 1- 10

131.

Повторение. Состав чисел от 1 до 10

132.

Повторение. Геометрические фигуры

Содержание тем учебного курса
1 класс (доп)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные
представления.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
Сложение и вычитание в пределах 10
Нумерация чисел в пределах 20
Сложение и вычитание в пределах 20
Первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Систематизация учебного материала изученного в 1 классе. Итоговое
повторение.

Кол-во
часов
8 ч.
28 ч.
56 ч.
12 ч.
23 ч.
1ч
4 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС ( ДОП)
№
Дата
Тема урока
Примечание
п/п
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.(8
часов)
1.
Вводный урок. Знакомство с учебником
2.
Счёт предметов: один, два, три… Счёт предметов: первый,
второй, третий…
3.
Пространственные представления «вверх», «вниз», «направо»,
«налево».
4.
Временные представления: «раньше», «позже», «сначала»,
«потом».
5.
Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше»,
«столько же».
6.
Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На сколько
15

7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

меньше?».
Сравнение и уравнивание групп предметов.
Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления».
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. (28часов)
Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1.
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.
Число 3. Письмо цифры 3.
Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «-», «=». «Прибавить», «вычесть»,
«получится».
Число 4. Письмо цифры 4.
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Число 5. Письмо цифры 5.
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок
Ломанная линия. Звено ломаной. Вершины.
Составление и решение задач. Состав чисел.
Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).
Равенство. Неравенство.
Многоугольник.
Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7.
Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
Состав изученных чисел. Письмо цифры 9.
Число 10. Запись числа 10.
Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала.
Четвертная проверочная работа №1
Длина отрезка. Сантиметр.
Увеличить на… Уменьшить на…
Решение задач. Увеличить на… Уменьшить на…
Число 0.
Число 0. Решение примеров.
Повторение изученного. Коррекция знаний и умений учащихся.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (56 часов)
Сложение и вычитание в случаях вида: □ + 1; □ – 1.
Сложение и вычитание в случаях вида:□ + 1 + 1;□ – 1 – 1
Сложение и вычитание в случаях вида:□ + 1 + 1;□ – 1 – 1
Приёмы сложения и вычитания для случаев вида: □ + 2; □ – 2.
Название компонентов при сложении.
Задача.
Составление и решение задач по рисунку.
Таблица сложения и вычитания числа 2.
Присчитывание и отсчитывание по 2.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц.
Закрепление изученного материала
Проверочная работа № 2
Закрепление изученного материала.
Приёмы сложения и вычитания для случаев вида: □ + 3; □ – 3.
Решение задач.
16

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

Решение задач.
Таблица сложения и вычитания 3.
Присчитывание и отсчитывание по 3.
Проверочная работа № 3
Решение задач.
Решение задач.
Повторение изученного материала.
Полугодовая проверочная работа № 4
Закрепление изученного. Корректировка знаний и умений.
II часть
Решение задач и примеров изученного вида.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Приёмы сложения и вычитания для случаев вида: □ + 4; □ – 4.
Решение задач.
Задачи на разностное сравнение.
Задачи на разностное сравнение.
Таблица сложения и вычитания 4
Решение задач
Перестановка слагаемых
Перестановка слагаемых
Таблица сложения 5, 6, 7, 8, 9
Состав чисел 4,5,6,7,8,9,10
Состав числа 10
Решение задач
Повторение изученного. Таблица сложения
Проверочная работа № 5
Взаимосвязь суммы и слагаемых
Взаимосвязь суммы и слагаемых
Решение задач
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Взаимосвязь между компонентами при вычитании
Взаимосвязь между компонентами при вычитании
Вычитание из чисел 8,9
Решение задач. Нахождение значений числовых выражений в
два действия
Вычитание из числа 10
Решение задач и примеров изученного вида
Килограмм
Литр
Закрепление изученного
Закрепление изученного
Проверочная работа № 6 по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и
вычитание»
Закрепление изученного материала
Числа от 11 до 20. Нумерация. (12 часов)
Устная нумерация чисел в пределах 20
Образование чисел второго десятка
Письменная нумерация чисел второго десятка
Проверочная работа № 7
17

97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.

127.
128.
129.
130.
131.
132.

Дециметр
Сложение и вычитание вида: 10+7,17-7, 17-10
Сложение и вычитание вида: 7 + 3 + 5, 15 – 5 – 3
Решение составных задач
Решение составных задач
Решение составных задач
Решение составных задач
Закрепление изученного. Проверочная работа
Табличное сложение и вычитание в пределах 20. (22 часа)
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+ 2, □ + 3
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+4
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+5
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+6
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+7
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □
+ 8, □ + 9
Таблица сложения.
Таблица сложения.
Закрепление изученного
Проверочная работа № 8 по теме «Табличное сложение в
пределах 20»
Общие приёмы табличного вычитания с переходом через
десяток.
Вычитание вида 11 - □
Вычитание вида 12 - □
Вычитание вида 13 - □
Вычитание вида 14 - □
Вычитание вида 15 - □
Вычитание вида 16 - □
Вычитание вида 17 - □, 18 - □
Закрепление изученного
Проверочная работа № 9 по теме «Табличное сложение и
вычитание»
Закрепление изученного
(стр. 92-95)
Систематизация учебного материала, изученного в 1 классе (6 часов)
Решение задач изученного вида
Нахождение значения выражений в пределах 20 без скобок
Равенства. Неравенства.
Итоговая контрольная работа.
Повторение изученного материала. Решение задач и примеров
изученного вида.
Повторение изученного материала. Решение задач и примеров
изученного вида.
18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Числа от 1 до 100. Нумерация
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления )
Табличное умножение и деление
Итого

Всего
часов
18
50
44
24
136 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п

Дата

Тема урока

Примеч
ания

1

Числа от 1 до 100. Нумерация – 18 ч
Повторение изученного в 1 классе. Числа от 1 до 20.

2

Числа от 1 до 20.

3

Десятки. Счет десятками до 100.

4

Числа от 11 до 100. Образование чисел.

5

Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.

6

Однозначные и двузначные числа. Проверочная работа № 1

7
8

Миллиметр. Конструирование
предметов
Миллиметр. Закрепление.

9

Входная контрольная работа.

10

Работа над ошибками. Наименьшее трехзначное число. Сотня.

11

Метр. Таблица мер длины.

12
13

Проверочная работа № 2. Сложение и вычитание вида 35 + 5,
35 – 30, 35 – 5.
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

14

Единицы стоимости: рубль, копейка.

15

Проверочная работа № 3. Что узнали. Чему научились.

16

Странички для любознательных.

17

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100»

18

Работа над ошибками. Странички для любознательных.

коробочки

19

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 50 ч.
Задачи, обратные данной.

20

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

М.д.

для

мелких

19

21

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

22

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

23

Повторение пройденного материала

24

Единицы времени – час, минута. Соотношение между ними

25

Длина ломаной.

26

Закрепление изученного

27

Странички для любознательных

28

Порядок выполнения действий. Скобки.

29

Контрольная работа за I четверть

30

Работа над ошибками. Числовые выражения

31

Сравнение числовых выражений

32

Периметр многоугольника.

33
34

Переместительное и сочетательное свойство сложения для
рационализации вычислений
Свойства сложения для рационализации вычислений

35

Закрепление изученного

36

Наши проекты: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

37

Странички для любознательных

38
39

Странички для любознательных: составление высказываний с
логическими связками «если, то», «не все»
Что узнали. Чему научились.

40.

Что узнали. Чему научились.

41

43

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение КР
и вычитание»
Работа над ошибками. Подготовка к изучению устных
приемов вычислений
Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20

44

Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 - 20.

45

Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4.

46

Приемы вычислений для случаев вида 30 – 7.

47

Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24.

48

Запись решения задачи в виде выражения. Решение задач на
нахождение суммы.
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.

42

49

Кр

20

50

Решение простых и составных задач.

51

Приемы вычислений для случаев 26 + 7.

52

Приемы вычислений для случаев 35 - 7.

53

Закрепление изученных приемов вычислений

54

Повторение изученного материала

55
56

Страничка для любознательных:
лабиринты; логические задачи.
Что узнали. Чему научились.

57

Что узнали. Чему научились.

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

математические

игры,

КР
Контрольная работа за I полугодие
Работа над ошибками. Выражения с переменной
Выражения с переменной вида: а+12, в -15, 48 –с
Уравнение.
Решение уравнений способом подбора.
Проверка сложения вычитанием
Проверка вычитания сложением и вычитанием
Проверка сложения и вычитания
Что узнали. Чему научились.
Что узнали. Чему научились.
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои ПР
достижения»
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления ) 44 ч.

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Работа над ошибками. Сложение вида 45 + 23.
Вычитание вида 57 – 26.
Проверка письменного сложения и вычитания.
Закрепление приемов письменного сложения и вычитания
Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый)
Решение текстовых задач
Сложение вида 37 + 48.
Сложение вида 37 + 53.
Прямоугольник
Свойства противоположных сторон прямоугольника

79
80
81
82
83
84
85
86

Сложение вида 87 + 13.
Решение текстовых задач.
Вычисления вида 32+8, 40-8
Вычитание вида 50-24.
Страничка для любознательных:
Что узнали. Чему научились. Контрольная работа
КР
Что узнали. Чему научились. Работа над ошибками
Взаимная проверка знаний. Работа в паре по тесту «Верно?
Неверно?»
Страничка для любознательных.
Вычитание вида 52-24.
Повторение приемов письменного сложения и вычитания
Свойство противоположных сторон прямоугольника.

87
88
89
90

21

91
92
93
94
95
96

Периметр прямоугольника
Квадрат. Периметр квадрата
Контрольная работа за III четверть.
Работа над ошибками. Проект «Оригами»
Страничка для любознательных.
Что узнали. Чему научились.

97

115
116
117
118
119
120
121
122
123

Умножение. Конкретный смысл действия умножения. Знак
действия умножения
Связь умножения со сложением
Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножения
Периметр прямоугольника.
Приемы умножения нуля и единицы.
Название компонентов и результата умножения.
Переместительное свойство умножения.
Переместительное свойство умножения. Закрепление.
Деление. Название компонентов и результата деления
Конкретный смысл действия деления
Действие деления.
Закрепление изученного по теме конкретный смысл деления
Название компонентов и результатов деления.
Что узнали. Чему научились.
КР
Контрольная работа № 7 «Умножение и деление»
Умножение и деление. Работа над ошибками.
Табличное умножение и деление (24 ч)
Связь между компонентами и результатом умножения.
Прием деления, основанный на связи между компонентами и
результатом умножения.
Прием умножения и деления на 10.
Задачи с величинами: «цена», «количество» «стоимость».
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого
Решение задач на нахождение третьего слагаемого
ПР
Проверочная работа «Умножение и деление»
Работа над ошибками. Умножение числа 2 и на 2.
Умножение числа 2 и на 2. Закрепление
Приемы умножения числа 2.
Деление на 2.

124
125
126
127
128
129
130
131
132
133

Деление на 2. Закрепление
Закрепление изученного. Решение задач.
Страничка любознательных
Что узнали. Чему научились.
Умножение числа 3 и на 3.
Умножение числа 3 и на 3. Закрепление.
Деление на 3.
Деление на 3. Закрепление.
Контрольная работа № 9
Работа над ошибками. Страничка любознательных.

134
135

Проверочная работа
Работа над ошибками. Что узнали, чему научились

98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114

КР

КР
ПР
22

Что узнали, чему научились во 2 классе.

136

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Внетабличное умножение и деление.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Итоговое повторение
Проверка знаний
Итого

Всего
часов
8
56
27
13
10
12
9
1
136 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Дата

Тема урока

Примеч
ание

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (8ч.)
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.
Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление изученного
Входная контрольная работа.
Закрепление изученного. Работа над ошибками
Табличное умножение и деление (56 ч.)
КУС. Умножение.
Связь между компонентами действия.
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3.
Математический диктант. Решение задач с величинами: цена,
количество, стоимость.
Решение задач с величинами: количество и масса
Порядок выполнения действий.
Порядок выполнения действий.
Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление».
Закрепление. Решение задач.
Повторение изученного.
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление».
Работа над ошибками. Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи
деления.
Таблица умножения.
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Математический диктант. Задачи на увеличение числа в несколько раз.

к/р
кус

м/д

п/р
к/р

м/д
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
КУС. Решение задач.
Умножение 5, на 5 и соответствующие случаи деления.
Задачи на кратное сравнение.
Контрольная работа за 1 четверть
Работа над ошибками. Решение задач на кратное сравнение.
Решение задач.
Решение задач.
Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Решение задач.
Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления.
Решение задач изученных видов
Площадь. Единицы площади.
Квадратный сантиметр.
Площадь прямоугольника.
Математический диктант. Умножение 8, на 8 и соответствующие
случаи деления.
Решение задач.
Решение задач.
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.
Квадратный дециметр. КУС
Таблица умножения.
Решение задач.
Квадратный метр.
Закрепление изученного.
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление».
Работа над ошибками. Закрепление изученного
Решение задач.
Проверочная работа. Умножение на 1.
Умножение на 0.
Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0.
Закрепление изученного.
Контрольная работа за II четверть.
Работа над ошибками.
КУС. Деление нуля на число.
Решение задач.
Доли.
Окружность. Круг.
Диаметр окружности (круга).
Решение задач.
Единицы времени.
Числа от 1 до 1000. Внетабличное умножение и деление (27 ч.)
Единицы времени. Сутки.
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3.
Случаи деления вида 80 : 20.
Математический диктант. Умножение суммы на число.
Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на однозначное.

кус
к/р

м/д

к/р
п/р

к/р
кус

м/д

24

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93
94
95
96
97
98
99
10
0
10
1
10
2
10
3
10
4
10
5
10
6
10
7

Умножение двузначного числа на однозначное.
Решение задач. Самостоятельная работа.
Выражения с двумя переменными.
Деление суммы на число.
Деление суммы на число.
КУС . Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2.
Связь между числами при делении.
Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.
Проверка умножения делением.
Решение уравнений.
Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».
Закрепление изученного.
Закрепление изученного
Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».
Работа над ошибками. Закрепление изученного
Деление с остатком.
Деление с остатком.
Математический диктант. Деление с остатком.
Деление с остатком методом подбора.
Задачи на деление с остатком.
Проверочная работа по теме «Деление с остатком». Случаи деления, когда
делитель больше остатка.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.)
Проверка деления с остатком.
Закрепление изученного
Контрольная работа по темам «Решение задач и уравнений. Деление с
остатком».
Работа над ошибками. Закрепление изученного
КУС. Устная нумерация чисел в пределах 1000.
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
Закрепление изученного
Контрольная работа за III четверть.
Работа над ошибками. Закрепление изученного

см.р.

кус

п/р
к/р

м/д
п/р

к/р
кус
к/р

Разряды счётных единиц.
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Натуральная последовательность трехзначных чисел
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч.)
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных
вычислений.
Сравнение трёхзначных чисел.
25

10
8
10
9
11
0
11
1
11
2
11
3
11
4
11
5
11
6
11
7
11
8
11
9
12
0
12
1
12
2
12
3
12
4
12
5
12
6
12
7
12
8
12
9
13
0
13
1
13

Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Проверочная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000».
Единицы массы.
Закрепление изученного

п/р

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000»

к/р

Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений.
Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200.
КУС. Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90.

кус

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12ч.)
Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140.
Приёмы письменных вычислений.
Письменное сложение трёхзначных чисел.
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». Виды
треугольников.
Закрепление. Решение задач.

п/р

Контрольная работа по теме «Приемы письменного сложения и
вычитания трёхзначных чисел».
Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 :
3.
Математический диктант. Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4,
203 · 4, 960 : 3.
Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400.

к/р

м/д

Виды треугольников.
Итоговая диагностическая работа.
Итоговое повторение (9 ч.)
Приёмы письменного умножения в пределах 1000.
Закрепление изученного
Годовая контрольная работа.

к/р

Работа над ошибками. Приёмы письменного умножения в пределах
1000.
КУС. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.

кус

Приём письменного деления на однозначное число.
26

2
13
3
13
4
13
5

Приём письменного деления на однозначное число.
Проверка деления.
Знакомство с калькулятором.
Проверка знаний (1 ч.)
Закрепление изученного.

13
6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем

№
п/п

Дата

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Повторение изученного материала во 3-м классе.
Нумерация.
Величины
Сложение и вычитание.
Умножение и деление
Повторение и обобщение изученного материала.
Итого
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Тема урока
Раздел I. Числа от 1 до 1000 - 14 часов (повторение)
Повторение. Нумерация чисел.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.
Самостоятельная работа.
Умножение трёхзначного числа на однозначное число.
Свойства умножения.
Алгоритм письменного деления. Входная контрольная работа
Приёмы письменного деления.
Приёмы письменного деления.
Приёмы письменного деления. Математический диктант.
Диаграммы.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа по теме «Числа 1-1000»
Анализ работы. Странички для любознательных.
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.
Чтение многозначных чисел. КУС
Запись многозначных чисел.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых.
Сравнение многозначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

Всего
часов
14
12
15
12
73
10
136
Примеча
ние

См.р

к/р
м/д
к/р
КУС

27

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Закрепление изученного.
Класс миллионов и класс миллиардов.
Повторение пройденного материала. «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант
Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического
справочника «Наш город (село)».
Закрепление изученного.
Контрольная работа за I четверть
Анализ контрольной Единица длины – километр. Таблица единиц
длины.
Соотношение между единицами длины.
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.
КУС
Таблица единиц площади.
Определение площади с помощью палетки.
Масса. Единицы массы: центнер, тонна.
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. Единица времени –
сутки.
Единица времени – секунда.
Единица времени – век. Таблица единиц времени.
Что узнали, чему научились.
Контрольная работа № 3 по теме «Величины»
Анализ контрольной. Устные и письменные приёмы вычислений
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
Нахождение нескольких долей целого. Математический диктант
Решение задач.
Решение задач.
Сложение и вычитание величин.КУС
Решение задач.
Что узнали. Чему научились.
Страничка для любознательных. Задачи –расчеты.
Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание"
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
Свойства умножения.
Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Математический диктант
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.
Деление с числами 0 и 1.
Письменные приёмы деления.
Письменные приёмы деления.
Контрольная работа за первое полугодие
Анализ работ. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько
раз в косвенной форме.
Решение задач.
Письменные приемы деления. Решение задач.
Закрепление изученного.
Что узнали, чему научились.

м/д

к/р

КУС

к/р

м/д
КУС

к/р

м/д

к/р

28

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Закрепление изученного материала.
Умножение и деление на однозначное число
Закрепление изученного.
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное
число»
Анализ контрольной. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь
между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на движение. Математический диктант.
Решение задач на движение.
Решение задач на движение
Закрепление. Самостоятельная работа "Решение задач на движение"
Умножение числа на произведение.
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
Решение задач. Перестановка и группировка множителей.
Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа
Деление числа на произведение.
Деление числа на произведение.
Деление с остатком на 10, 100, 1000. КУС
Решение задач.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Самостоятельная работа.
Решение задач.
Закрепление изученного материала.
Что узнали. Чему научились.
Контрольная работа. "Умножение и деления на числа,
Оканчивающиеся нулями»
Анализ контрольной работы Наши проекты.
Умножение числа на сумму.
Умножение числа на сумму.
Письменное умножение на двузначное число. Математический
диктант
Письменное умножение на двузначное число.
Решение задач.
Решение задач. КУС
Письменное умножение на трёхзначное число.
Письменное умножение на трёхзначное число.
Закрепление изученного материала.
Контрольная работа за 3 четверть.
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала.
Что узнали, чему научились.
Самостоятельная работа.
Письменное деление на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Письменное деление с остатком на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.
Письменное деление на двузначное число.

м/д
См.р

См.р.
КУС

См.р.

к/р

м/д

КУС

к/р
См.р.

29

109
110
111
112
113
114
115
116

Письменное деление на двузначное число.
Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа
Закрепление изученного материала. Решение задач.
Закрепление изученного материала.
Письменное деление на двузначное число. Закрепление.
Закрепление изученного материала. Математический диктант.
Закрепление изученного материала.
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»

117
118
119
120
121
122

Анализ работы. Звакрепление.
Письменное деление на трёхзначное число.
Письменное деление на трёхзначное число.
Закрепление изученного материала.
Деление с остатком.
Письменное деление на трёхзначное число. Закрепление изученного
материала.
Что мы узнали. Чему мы научились.
Что мы узнали. Чему мы научились.
Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число»
Анализ контрольных работ. Закрепление
Нумерация.
Выражения и уравнения. Математический диктант
Арифметические действия: сложение и вычитание.
Арифметические действия: умножение и деление.
Итоговая контрольная работа
Анализ работ. Решение задач.
Правила о порядке выполнения действий.
Величины. Решение задач. КУС
Геометрические фигуры.
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

См.р

м/д
к/р

к/р
м/д
к/р
КУС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2
Математика.. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова С. И. – М.: Просвещение.
Тригер Р.Д. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и
классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические
аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».