Адаптированная рабочая программа по ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования Администрации города Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 42

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педагогическим
________________________ советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Яковлева Л.В. ________________________
Золотухина О.Н.
Протокол № 1 от «29»
Криевс Е.В. Приказ № 102 от «30»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Протокол № 1 от «30»
августа 2023 г.

Рабочая программа
Учебного предмета «Изобразительное искусство»
адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся
с задержкой психического развития
по варианту 7.2

Составитель:
Вальнова
Л.Е.

2023/2027 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету
«Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в
распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Предмет
«Изобразительное
искусство»
направлен
на
формирование
навыков
преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию
недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики,
коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ (вариант 7.2).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой (АООП) заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и
культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;
 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в
области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих
профессий.















В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека,
его духовно-нравственном развитии;
формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать
«красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться
впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи,
скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное
эмоционально-оценочное отношение;
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;
формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»;
формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться
впечатлениями;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах
художественной деятельности (украшение, декоративно-прикладное творчество);
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение
видеть и анализировать изображенное );
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное
эмоционально-оценочное отношение.










Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших
школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников
выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность
способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет
совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также
преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительномоторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои
эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на
качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
способствует
коррекции недостатков познавательной
деятельности
школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий
с применением разнообразного изобразительного материала;
формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с
натуры, декоративного рисования;
знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В АООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы:
Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм).
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя
– Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям красоту».
Опыт художественно-творческой деятельности.
Таким образом, запланированное содержание учебной программы полностью соответствует
таковому в ООП НОО. Однако без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его
невозможно.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с
другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации
деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют
формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой
вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции.
Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку
познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное
восприятие произведений искусства.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметнопрактическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных









возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям,
учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом
обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается
содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное
высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и
невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР
(уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации;
затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к
деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности,
пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная
сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки
пространственных ориентировок, моторных функций), в 1 классе следует соблюдать ряд специальных
рекомендаций.
Необходимо уточнять и конкретизировать большую часть самостоятельной работы
обучающихся:
более тщательно, пошагово анализировать образцы;
проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;
организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости
обучающую помощь;
соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых,
двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;
выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные
(наиболее легкие) задания.
Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное
обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости),
затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных
на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих
двух или трёх уроках.
В процессе обучения в 1 классе учитель, используя разнообразный игровой и графический
материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия
предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению
друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию
мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации,
выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли
осознанно выполнять движения карандашом (фломастером), кистью в заданном направлении, изменять
направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Занятия рекомендуется проводить в игровой, занимательной форме, всемерно способствуя
формированию положительного отношения к рисованию. Для этого необходимо иметь
соответствующие дидактические пособия. Игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться
графическими действиями учащихся, выполнением необходимых (возможно, простейших) рисунков –
различных линий (прямых, дугообразных), предметов круглой, овальной, квадратной формы,
раскрашиванием объектов, рисованием несложных геометрических узоров в полосе и т.п. В первом
полугодии следует поощрять игры с цветом.
Во втором полугодии, когда дети приобретут некоторые изобразительные умения, можно
переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых
учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами, а также поощрять
тематическое рисование (наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки).
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы
пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации, речедвигательной
координации, формирования, развития и активизации межанализаторных связей и коррекции
недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие
восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных представлений и
ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через
формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на
плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка
(устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы
работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой
(определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью, оценивать
качество изображения).
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие
наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности внимания.
Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение
представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об окружающей
предметной и социальной действительности.
Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование
адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя,
формирование успешности, мотивационной заинтересованности).
В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и
способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует усвоению таких тем, как
«Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е.
имеется связь с учебным предметом «Математика».
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной
части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в
неделю при 33 учебных неделях. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором –
40 минут.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства,
потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктовой деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и
духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально
ориентированный взгляд на мир;

 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
 Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи
России;
 будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.
 С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том
числе с использованием информационных технологий;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации.
 Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
 С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
 овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных
текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным
возможностям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
 овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
 С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей предметные
результаты освоения АООП НОО должны отражать:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое
от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание
активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, скульптуры, дизайна и др.);
 умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном)
эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к нимсобственное
эмоционально-оценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
 Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между педагогом и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогами) и сверстниками (учащимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –











инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с учащимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими учащимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию учащихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст учащимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным
в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс
«Виды художественной деятельности». Особенности художественного творчества: художника
и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественных произведениях.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов
России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового
искусства.
«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки, кисти,
краски. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки
декоративно­прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь,
вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т.д.
Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, тёплых и
холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и передача их
на плоскости.

«Значимые темы искусства» (Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и природных
явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в
разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
«Опыт художественно-практической деятельности». Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Содержание учебного предмета.
1 класс доп
«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
№
1

2

3

4

Разделы
Ты учишься
изображаешь.

Ты украшаешь.

Ты строишь.

Изображение,
украшение,
постройка всегда
помогают друг другу

Темы
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях .Ритм пятен
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшение птиц. Объёмная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать
праздник (обобщение темы).
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение
темы).
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны
Сказочная страна
Времена года
Здравствуй, лето! Урок любования.
(обобщение темы).

Кол-во

9

8

11

5

2 класс
«ИСКУССТВО И ТЫ»
1
Как и чем работает
художник?

Три основные цвета – желтый, красный,
синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности.
Выразительные возможности
аппликации.
Выразительные возможности
графических материалов.
Выразительность материалов для работы
в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение
темы).

8

2

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
7
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения
и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).

3

О чём говорит
искусство

Изображение природы в различных
состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека в
изображении: женский образ.
Изображение характера человека в
изображении: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке
человек выражает свои чувства, мысли,
настроение,
свое отношение к миру (обобщение
темы).

11

Теплые и холодные цвета. Борьба
теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий.
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —
средства выразительности.

8

4

Как говорит искусство

Обобщающий урок года.
3 класс
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
1
Искусство в твоем доме Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома
(обобщение темы).
2

3

4

Искусство на улицах
твоего города

Художник и зрелище

Художник и музей

Памятники архитектуры — наследие
веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города
(обобщение темы).
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал
(обобщение темы).
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение
темы).

8

7

11

8

4 класс
«КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК»
ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
1
Истоки родного
Пейзаж родной земли.
искусства
Деревня — деревянный мир.
8
Красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
2

Древние города нашей
Земли

Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль.
Москва.

7

Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение
темы).
3

Каждый народ —
художник

4

Искусство объединяет
народы

№

Страна Восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
11
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города средневековья.
Многообразие художественных культур в
мире (обобщение темы).
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
8
Герои – защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение
темы).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
Дата
Примечание

Тема

п/п
Виды художественной деятельности (8ч).
1

Вводное занятие

2

Художник. Инструменты и материалы, которыми
работает художник.

3

Пятно

4-5

Линии

6

Рассматривание иллюстраций, картин

7-8

Раскрашивание по контуру.

9

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)
Рисование предметов различной формы (круг, овал).

10

Рисование предметов различной формы.
(прямоугольник, треугольник)

1112

Рисование предметов разной величины.

13

Праздничные флажки.

1415

Новогодние игрушки.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 ч)

16

Краски времен года. Зима.

17

Краски времен года. Снеговичок.

18

Настроение.

19

Что вокруг нас.

20

Как видит искусство?

21

Дымковские узоры.

22

Украшение посуды.

23

Открытка для папы.

24

Поздравление для мамы.

25

Хохломские узоры.

26

Опыт художественно­творческой деятельности (8ч).
Тематический рисунок.

27

Тематический рисунок.

28

Иллюстрация к сказке. «Колобок»

29

Иллюстрация к сказке. «Гуси-лебеди»

30

Иллюстрация к сказке. «Соломинка, пузырь и лапоть»

31

Украшение предметов быта, одежды.

32

Украшение предметов быта, одежды.

33

Обобщающий урок «Здравствуй, лето!»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС доп
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Дата

Тема

Примечание

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения. (8 часов)
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объёме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения (8 часов)
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях.

Красивые рыбы. Украшение рыб.
Украшение птиц.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки (11 часов)
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разные.
Рисуем домики для сказочных героев.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Строим город.
Всё имеет своё строение.
Постройка предметов (упаковок).
Город, в котором мы живём.
Мастер украшения помогает сделать праздник
(обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогут друг другу (6 часов)
Совместная работа трёх братьев мастеров.
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.
«Сказочная страна». Создание панно.
Урок любования. Умение видеть.
«Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве
художников.

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п\п.
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10

Дата

Тема урока.
Как и чем работает художник? (8 ч)
«Цветочная поляна» Три основных цвета: желтый,
красный, синий.
Загадки чёрного и белого цветов.
«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель,
их выразительные возможности.
«Осенний листопад». Выразительные возможности
аппликации.
«Графика
зимнего
леса».
Выразительные
возможности графических материалов.
«Звери в лесу». Выразительность материалов для
работы в объеме.
«Птицы в лесу». Выразительные возможности
бумаги.
«Композиции из сухих трав и цветов». Для
художников
любой
материал
может
стать
выразительным.
Реальность и фантазии (7 ч)
«Наши друзья птицы». Изображение и реальность.
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Примечания

11
12
13
14
15

16
17
18-19

20-21

22
23
24

25
26

27

28
29
30
31
32
33
34

«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение
и реальность.
«Кокошник». Украшение и фантазия.
«Подводный мир».
Постройка и реальность.
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
Братья-мастера.
Изображения,
украшения
и
постройки всегда работают вместе.
О чем говорит искусство (11 ч)
«Море». Изображение природы в различных
состояниях.
«Четвероногий герой». Изображение характера
животных.
Женский образ русских сказок. Изображение
характера человека: изображение противоположных
по характеру сказочных женских образов (ЦаревнаЛебедь и Бабариха).
«Сказочный мужской образ». Изображение характера
человека: изображение доброго и злого сказочного
мужского образа.
«Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного
героя, выраженный в объеме.
«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан,
воротничок, щит – по выбору, по заготовленной
форме). Выражение характера человека через
украшения.
«Дворцы доброй феи». Образ здания.
«В мире сказочных героев». В изображении,
украшении и постройке человек выражает свои
чувства, мысли, своё отношение к миру.
Как говорит искусство (8 ч)
«Замок Снежной королевы». Цвет как средство
выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого
и холодного.
«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие
(глухие) и звонкие цвета.
«Весенний ручеек». Линия как средство выражения:
ритм линий.
«Ветка». Линия как средство выражения: характер
линий.
«Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как
средство выражения.
«Смешные человечки». Пропорции выражают
характер.
«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции- средства выразительности.
Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею.
Я могу.
Выставка детских работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

№
п/ п

Дата

Тема урока

Приме чание

1

Мастера Изображения, Постройки и Украшения.
Художественные материалы

2
3
4
5
6
7
8
9

Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки
Труд художника для твоего дома. Обобщение темы
Памятники архитектуры

10
11
12
13
14
15
16

Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари
Витрины магазинов.
Удивительный транспорт.
Что сделал художник на улицах нашего города
(обобщение темы)
Художник в цирке.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Художник в театре.
Театр кукол.
Мы – художники кукольного театра
Конструирование сувенирной куклы
Театральные маски.
Конструирование масок
Афиша и плакат. .
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы)
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир
Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина – натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка.
Итоговый урок «Сделал своими руками…»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3

дата

Тема урока
Пейзаж родной земли
Пейзаж родной земли
Изображение избы или её моделирование из
бумаги

Примечание

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Изображение избы или её моделирование из
бумаги (образ русской деревни)
Изображение женских образов в народных
костюмах
Изображение мужских образов в народных
костюмах
Изображение сцен труда из крестьянской жизни
Народные праздники
Родной угол
Древние соборы
Города Русской земли
Древнерусские воины - защитники
Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах
Страна восходящего солнца
Страна восходящего солнца
Страна восходящего солнца
Народы гор и степей
Города в пустыне
Древняя Эллада
Древняя Эллада
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья
Европейские города Средневековья
Многообразие художественных культур в мире
Материнство
Мудрость старости
Сопереживание
Сопереживание
Герои-защитники
Герои-защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира

Учебно-методическое обеспечение курса
Книгопечатная продукция
1. Программа «Изобразительное искусство» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией и научным
руководством Б.М. Неменского. Авторы: Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева, Н.А. Горяева и др. УМК «Школа России» Издательство
«Просвещение».
Учебники
1. учебник для 1 класса «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь»;
2. учебник для 2 класса «Изобразительное искусство. Ты и искусство»;
3. учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»;
4. учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник».
Рабочие тетради
1. Рабочая тетрадьк учебнику «Изобразительное искусство» Твоя мастерская. 1 класс Коротеева Е.И.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство»Искусство и ты" для 2 класса. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских
А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М.
3. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас" для 3 класса Горяева Н.А., Неменская Л.А.,
Питерских А.С. и др. / Под. ред. Неменского Б.М.
4. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство:Твоя мастерская 4 класс Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.
Методические пособия:
1. Уроки изобразительного искусства, Поурочные разработки, 1-4 класс, Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И., 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кузин В.С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. – М.: ДРОФА.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий альбом
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с АООП специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в
предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного
творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов
(бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».