Аннотация к адаптированной рабочей программе по русскому языку Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка); удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 772 ч. В 1 классе – 165 часов (по 5 ч в неделю, 33 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте. В 1 дополнительном классе – 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). В 3 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (по 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Аннотация к адаптированной рабочей программе по литературному чтению Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей; развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка; преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки; развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность; прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения); способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 772 ч. В 1 классе – 165 часов (по 5 ч в неделю, 33 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте. В 1 дополнительном классе – 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). В 3 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (по 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Аннотация к адаптированной рабочей программе по технологии Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с адаптированной образовательной программой (АООП) заключается в: создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе; приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью; формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий; усвоение правил техники безопасности; овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер; знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами; обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола); формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Для реализации программного материала используются учебники 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. По варианту 7.2. В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных организаций, реализующих АООП вариант 7.2. и использующих систему «Школа России», предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс при введении первого дополнительного класса, т.е. в течении пяти лет, по 1 часу в неделю. При этом в 1 и 1 дополнительном классах курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 34 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 168 часов. Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Аннотация к рабочей программе по математике Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях; формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме; развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии; удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции. Для реализации программного материала используются учебники Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика, В 2 ч. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 часов: в 1 классе - 132 часа, по 4 часа 33 учебные недели), во 2 - 4 классах – по 136 часов, по 4 часа 34 учебные недели в каждом классе) Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Аннотация к адаптированной рабочей программе по окружающему миру Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета: сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации; способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации. Для реализации программного материала используются учебники Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2 частях По варианту 7.2. В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных организаций, реализующих АООП вариант 7.2. и использующих систему «Школа России», предмет «Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)», изучается с 1 по 4 класс при введении первого дополнительного класса, т.е. в течение пяти лет, по два часа в неделю. При этом в 1 и 1 дополнительном классах курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 336 часов Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование. Аннотация к адаптированной рабочей программе по изобразительному искусству Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) заключается: в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. В соответствии с АООП определяются общие задачи курса: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве; формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого»; формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративноприкладное творчество); воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное ); формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение Для реализации программного материала используются учебники Кузин В.С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса. – М.: ДРОФА. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий альбом В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарнотематическое планирование.